Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

1

Настоящая записка подготовлена В. Степаненко в инициативном порядке с целью: изложения собственной позиции на требуемый объем нормативной и методологической базы развития энергосбережения в Украине (уровни государства, области, муниципалитета, организаций и учреждений бюджетной сферы); инициации создания рабочей группы по подготовке и реализации проекта (проектов) Разработка, защита и адаптация нормативной и методологической базы энергосбережения в бюджетной сфере Украины.

 

Материалы записки адресованы А. Копцу, В. Гершковичу, А. Праховнику, А. Пономаренко, А. Суходоле, не претендуют на истину в последней инстанции и носят предварительный характер.

 

Энергосбережение в бюджетной сфере потенциально соблазнительно по причине большого объема спроса на услуги ЭСКО - причем оплата этих услуг может осуществляться за счет денежных средств, которыми на данный момент бюджеты всех уровней оплачивают нерациональные затраты и потери энергоресурсов. Можно предположить, что 25% энергозатрат бюджетной сферы (Указ Президента Украины №662/9 , составят 250 млн. $ ежегодно. Это и есть денежное выражение потенциала спроса на этом сегменте рынка для ЭСКО.

 

Два года действия Указа не привели к повышению спроса на эффективное использование энергии в бюджетной сфере, а его выполнение (в части снижения энергозатрат на 25% к 2004 году) пока обеспечивается снижением лимитов на энергопотребление.

 

Недостатки существующего положения хорошо описаны в работах [1-4], предложений по радикальному изменению положения дел пока нет.

 

В основе настоящей записки находится идея о том, что создав, испытав и внедрив в течение года нормативно-методологическую базу развития энергосбережения в бюджетной сфере на основе (рыночных механизмов, создания стимулов, создания соблазнительного климата - выбрать нужное - все это синонимы одного и того же) можно объединить силы и под эгидой и руководством Госкомэнергосбережения выполнить работы, включающие:

 

а) разработку и согласование документов, их утверждение и юридическую легализацию;

 

б) сбор мнений, дополнений и предложений по загодя выбранной базе (например, 10 городов, 5 гособладминистраций, все профильные управления и собственно школы, больницы, вузы и т.д. - 50 компетентных субъектов).

 

в) внедрение новой базы в выбранных регионах Украины.
2.Общая часть

 

Три основные положения проекта: отмена системы лимитирования расхода энергоресурсов, установление нормативного энергоснабжения и фиксированных нормативов на денежное обеспечение энергозатрат (с учетом попр * на тарифы и инфляцию); ввод в действие новой формулы энергосбережения, создающей привлекательный климат для инвестиций на возвратной основе - 70% экономичности за 10 лет гарантируется государством как база для расчетов с участниками реализации энергосберегающих проектов;

 

обязательность энергоаудитов бюджетных организаций;

 

Эти положения (на основе Указа) должныбыть введены в действие Постановлением КМУ (и детализированы отдельными приложениями на уровне руководящих материалов).

 

Семь дополнительных положений: ежемесячный мониторинг фактически получаемой экономии с отражением результатов в бухгалтерской и статистической отчетности; стимулирование руководителей и персонала бюджетных учреждений и организаций эффективному использованию энергоресурсов; создание гарантий возврата инвестиций в энергоэффективность бюджетной сферы, в т.ч., на основе залога имущественных прав; ввод в действие основных положений энергосервиса на основе энергетических контрактов, где оплата за оборудование и услуги осуществляется из фактически получаемой экономии; создание аккумулирующих фондов на возобновляемой (револьверной) основе для финансирования проектов энергоэффективности; создание механизма контроля целевого использования бюджетных средств; создание механизма мониторинга эфф. выполнения программы энергосбережения с дифференциацией по регионам и по секторам бюджетной сферы;

 

Эти положения также должныбыть введены в действие (на основе Указа) Постановлением КМУ и детализированы в приложениях к нему на уровне руководящих материалов. Прилагаю, для примера; Главы из руководства по энергоменеджменту Калифорнийской Энергетической Комиссии:

 

а) Как работать с энергоаудитором; при оценке проектов энергоэффективности;

 

б) Как работать с энергосервисной компанией;

 

в) Энергетический учет - Ключевой Инструмент Управления Энергетическими Затратами

 

г) Как финансировать проекты энергоэффективности общественного сектора Руководство по процедурам Стандартного перфоманс-контракта для больших проектов не-жилищного характера штата Калифорния; Перфоманс-контракты в штате Техас (руководящие принципы для учреждений высшего образования и агентств); Руководство по энергетическим перфоманс-контрактам штата Южная Каролина; Структура Контракта и его необходимые Элементы; Общий договор о предоставлении энергосервисных услуг Программное соглашение стандартного перфоманс-контракта, не относящегося к жилому сектору; Типовое соглашение энергоменеджмента; Типовый Энергетический Перфоманс-Контракт

 

3.Номенклатура разрабатываемых нормативно-методических материалов
Постановление КМУ О развитии энергосбережения в бюджетной сфере городов и регионов Украины; Приложения к Постановлению:

 

а) Руководящие материалы по нормированию энергетических затрат для организаций и учреждений бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятий.

 

Пособие для руководителей организаций бюджетной сферы Как правильно определить нормативы энергозатрат и сформировать бюджет.

 

б) Руководящие материалы по разработке схем финансирования проектов энергоэффективности в бюджетной сфере при расчетах из фактически получаемой экономичности в будущие периоды.

 

Пособие для руководителей финансовых отделов и управления Как готовить и контролировать выполнение программ и проектов энергоэффективности в бюджетной сфере.

 

в) Руководящие материалы по проведению энергетических обследований и энергетических аудитов в бюджетной сфере.

 

Пособие для руководителей бюджетных учреждений и организаций Как работать с энергоаудитором.

 

г) Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономичности энергоресурсов в организациях бюджетной сферы (облздравотдел, гороно и др.).

 

Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономичности энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы (садиках, школах, больницах, вузах и др.).

 

Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономичности энергоресурсов в коммунальных предприятиях,

 

Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономичности энергоресурсов в казенных предприятиях.

 

Пособие Как организовать учет экономичности платежей за энергоресурсы.

 

д)Положение о премировании на систематической основе руководителей и персонал в учреждениях и организациях бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятиях.

 

е)Руководящие материалы по созданию в регионах и муниципалитетах механизмов гарантий возврата вложенных средств в развитие энергосберегающих проектов при их финансировании на возвратной основе.

 

Пособие Как получить инвестиции или кредит на реализацию энергосберегающего проекта в учреждениях здравоохранения, культуры, народного образования, социальной сферы.

 

Пособие Как работать со страховой компанией и банком при подготовке и реализации энергосберегающих проектов в бюджетной сфере.

 

ж)Положение об организации услуг энергосервиса организациям и учреждениям бюджетной сферы, и коммунальным и казенным предприятиям (проект прилагаю).

 

Пособие Как работать с энергосервисной компанией при реализации проектов энергосбережения в бюджетной сфере городов и регионов Украины.

 

Пособие Как финансировать и развивать муниципальные проекты энергосбережения.

 

Пособие Как подготовить энергетический контракт.

 

з)Руководящие материалы по созданию и управлению региональными и муниципальными аккумулирующими фондами энергосбережения для бюджетной сферы.

 

Пособие для инвесторов Как инвестировать капитал в проекты энергосбережения бюджетной сферы.

 

и)Положение О порядке надзора и контроля целевого использования бюджетных средств при подготовке и реализации проектов энергоэффективности в бюджетной сфере городов и регионов Украины.

 

к)Руководящие материалы для обеспечения систематического мониторинга экономичности бюджетных ассигнований при реализации программ и проектов энергосбережения в бюджетной сфере Украины.

 

4.Нормативная и методическая база на региональном и муниципальном уровнях

 

Положение об энергетической политике и эффективном использовании топливно-энергетических ресурсах на территории N-ской области. Проект Постановления областного Совета народных депутатов N-ской области Об энергетической политике и эффективном использовании топливно-энергетических ресурсах на территории N-ской области. Проекты распоряжений губернатора (мэра):

 

а) О вводе в действие нормативов энергетических затрат для организаций и учреждений бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятий .

 

б) О вводе в действие схем финансирования проектов энергоэффективности в бюджетной сфере с расчетом из фактически получаемой экономичности в будущие периоды.

 

в)Об обязательности проведения энергетических обследований и энергетических аудитов в бюджетной сфере.

 

д)О вводе в действие системы премирования на систематической основе руководителей и персонала учреждений и организаций бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятий.

 

г)О создании системы мониторинга экономичности энергоресурсов в организациях бюджетной сферы (облздравотдел, гороно и др.).

 

О создании системы мониторинга экономичности энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы (садиках, школах, больницах, вузах и др.),

 

О создании системы мониторинга экономичности энергоресурсов в коммунальных предприятиях.

 

О создании системы мониторинга экономичности энергоресурсов в казенных предприятиях.

 

е)О создании механизмов гарантий возврата вложенных средств в развитие энергосберегающих проектов при их финансировании на возвратной основе.

 

ж)Об организации услуг энергосервиса организациям и учреждениям бюджетной сферы, и коммунальным и казенным предприятиям.

 

з)О создании и управлении региональными и муниципальными аккумулирующими фондами энергосбережения для бюджетной сферы.

 

и)О порядке надзора и контроля целевого использования бюджетных средств при подготовке и реализации проектов энергоэффективности в бюджетной сфере.

 

к)Об обеспечении систематического мониторинга экономичности бюджетных ассигнований при реализации программ и проектов энергосбережения в бюджетной сфере.

 

л) Об энергетическом паспорте здания.

 

м)О подготовке и переподготовке руководителей организаций и учреждений бюджетной сферы по программе энергоменеджмента. Пособия

 

Обуч. основам энергоменеджмента руководителей организаций и учреждений бюджетной сферы;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе здравоохранения;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе народного образования;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе высшего образования;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе культуры;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе социальной сферы;

 

Подготовка проектов энергосбережения в системе дошкольных учреждений;

 

Подготовка проектов энергосбережения для коммунальных предприятий;

 

Подготовка проектов энергосбережения на казенных предприятиях
5.Программа оценки и адаптации разработанных документов

 

Проекты документов будут разработаны, но необходимо предусмотреть: их оценку потребителями этих документов; стимулирование активного участия муниципалитетов и гособладминистраций в их апробации; сбор предложений и отзывов от учреждений и организаций бюджетной сферы.

 

На промежуточном этапе необходимо издать и раздать экспертам не менее 50 экземпляров каждого документа и провести семинары по их оценке с участием представителей из городов и регионов Украины, и заинтересованных ведомств.

 

Также необходимо планировать юридическую оценку соответствия подготовленных документов.

 

И это нужно сделать не за деньги технической помощи, а за наши, украинские, деньги из бюджетных ассигнований на энергосбережение.
Заключение

 

С целью подготовки проекта (проектов) предлагаю под началом А.Суходоли создать рабочую группу из:

 

В.Степаненко

 

А. Копец,

 

В. Гершкович,

 

А. Праховник,

 

А. Пономаренко,

 

и в месячный срок доработать пакет документов для совместной подачи в тендерный комитет Госкомэнергосбережения.
Перечень литературы

 

1.А.В.Праховник. Иншеков Е.Н. Анализ препятствий энергоэффективности в Украине и системная стратегия их преодоления.

 

2.А.Копець. Основні перешкоди для розробки та впровадження проектів, спрямованих на підвищення ефективності використання енергії в містах України. Проект звіту.

 

3.В.Степаненко. Энергосбережение в бюджетной сфере городов и регионов Украины.

 

4.И.А.Башмаков. Энергоэффективность: от риторики к действию. Москва, 2001.

 



Методика расчета теплового баланса энергоактивных зданий и их систем энергоснабжения. Энергосбережение на холодильных установках в промышленности. Завтра нашего дома. Так ли мрачен прогноз погоды на XXI век.

На главную  Управление энергией 





0.0085
 
Яндекс.Метрика