Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Новая страница 1

Тамара Малькова

 

В мире есть много денег на охрану окружающей среды: существуют множественные фонды, специализированные международные и государственные программы, частные фундации занимаются финансированием природоохранных проектов. Для украинских граждан лет, скажем, 8—10 назад было проблематично узнать о таких институтах. Но с развитием Интернета, электронных сетей связи и с созданием вэб-сайтов специально для помощи в поиске средств проблема несколько видоизменилась. Оказалось, мало знать о существовании того или иного источника финансирования, нужно так же научиться представить свое предложение так, чтобы его одобрили: разработать, расписать, сосчитать, убедить, что это весьма нужно и отвечает приоритетам донора. Абсолютно логичным стало возникновение многочисленных курсов, семинаров, учебных пособий — чтобы научить нелегкому делу «подъема средств», прижившемуся у нас с английским названием «фандрейзинг». Со временем появились и неплохие собственные специалисты по фандрейзингу, научившиеся мастерски доставать деньги. И хотя так же и на данный момент можно услышать жалобы на то, что сложно найти информацию, не хватает профессиональных разработчиков проектов, — все это у нас, тем не менее, есть. Не хватает другого — эфф. использования средств и широкого информирования общественности об этом.

 

Довольно часто различные финансовые структуры, не связанные м. собой, выделяют средства на одно и то же. А примеры успешного решения тех или иных проблем охраны окружающей среды благодаря деятельности международных фондов, к сожалению, редко распространяются среди публики. Донорские организации, работающие для Украины, заботятся о своем имидже, зависящем не в последнюю очередь от их популярности в стране назначения и эффективной отдачи от вложенных денег. Поэтому они и ищут новые формы деятельности: создают системы софинансирования, вырабатывают вместе общие подходы и приоритеты в финансировании экологических проектов, стараются как можно шире информировать общественность, привлекая к этому также средства массовой информации. Глобальный экологический фонд — одна из структур, чей опыт работы в Украине является довольно показательным и типичным.
Артелью хорошо и недруга бить

 

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) создан в 1991 году Всемирным банком и двумя программами ООН — по окружающей среде и развитию — для финансовой поддержки природоохранных проектов, имеющих глобальное значение. ГЭФ предоставляет средства только странам с переходной экономикой и развивающимся. Это уникальный международный финансовый инструмент для решения экологических проблем, не ограниченных пределами одного государства. За 10 лет существования ГЭФ предоставил финансовую поддержку 800 проектам в 150 странах на 3,5 миллиарда долларов США (из них Украине выделено за это время 30 миллионов).

 

При содействии ГЭФ внедрены, в частности, проекты протекции биоразнообразия Карпат и дельты Дуная, продолжается трансграничная программа по оздоровлению бассейна Днепра. опять начинается работа над проектом по уменьшению выбросов парниковых газов путем повышения энергоэффективности в системах централизованного теплоснабжения. В скором времени планируется создать Азовско-Черноморский экологический коридор, систему охраны биоразнообразия Полесья, восстановить леса Закарпатья, утилизировать твердые отходы с получением метана, разработать программу сохранения черноземов.

 

Недавно, впервые за время существования ГЭФ и его восьмилетнего присутствия в Украине, общественность получила принцип. возможность ознакомиться с полной информацией о деятельности фонда. Для этого ГЭФ и его внедренческие организации в Украине собрали в Киеве на трехдневное совещание около ста пятидесяти представителей государственных учреждений, общественных и научных организаций, предпринимательских структур из множественных регионов Украины.

 

— Мы избрали Украину для проведения такого совещания потому, что в этом государстве есть огромный потенциал для работы с ГЭФ. Тем не менее у нас весьма мало проектных предложений отсюда, несмотря на то, что страна весьма большая, с мощными ресурсами, — объяснила Сюзан Лэгро, представитель Европейского регионального бюро программы развития ООН и ГЭФ. — Мы ожидаем большого количества предложений после этой встречи. В особенности надеемся на участие общественных организаций, все - таки из собственной практики я знаю, что нередко самые лучшие проекты поступают именно от них.

 

— Надеемся, люди, принявшие участие в диалоге — а это наиболее активные и наиболее деятельные организации, — помогут прежде всего сформировать вместе с правительством Украины список приоритетов национальной экологической политики, — считает Оксана Волоско-Демкив, представитель ПРООН/ГЭФ в Украине. — Основное для нас — программное видение и комплексное решение экологических проблем, важных и для Украины, и для мира. Чтобы это не были отдельные проекты, оторванные друг от друга, нужен диалог м. активными организациями и правительством.

 

Программы развития и окружающей среды ООН вместе со Всемирным банком являются так называемыми внедренческими агентствами ГЭФ. Впрочем, едва ли не самую важную роль в принятии решений относительно глобальных денег играет правительственный координатор по сотрудничеству с ГЭФ. все - таки ГЭФ не просто дает деньги на защиту окружающей среды, он осуществляет дофинансирование той части решения проблемы, которая касается всего человечества (недаром фонд назван глобальным). А на местную часть проекта, собственно, и являющуюся его конкретной основой, нужно найти деньги на месте в рамках правительственных программ. Такое софинансирование и совместное решение проблем в одно и то же время глобальных и локальных является принципиальным для ГЭФ. Но порождает и немало трудностей.

 

— Из всех согласованных средств фонда реально использована лишь треть, — отмечает правительственный координатор, представитель Минэкоресурсов Ярослав Мовчан. — Причина в том, что внедренческие агентства весьма медленно разворачиваются, тормозят внедрение проектов. Иногда на международных совещаниях различного уровня приходится даже слышать радикальные предложения — вообще отказаться от услуг этих агентств.
Деньги из хлама, или История одного проекта, который должен был стать весьма выгодным

 

Три года назад украинские и голландские члены правительства подписали протокол о намерениях относительно внедрения в Украине нескольких экологических проектов. Один из них, на Яготинском сахарном заводе в Киевской области, должен был стать первым полномасштабным образцом промышленного внедрения «зеленых технологий», сделать ощутимый вклад в развитие Национальной программы экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды. В Яготине предусматривалось добиться сокращения эмиссии парниковых газов за счет анаэробной технологии очищения сточных вод и использования биогаза как энергоносителя в производстве.

 

Голландцы предложили поставить в Яготине систему анаэробной очистки сточных вод и распределить все отходы разумно: воду очистить и потом запустить в производство; газ метан, который образуется вследствие анаэробного цикла, использовать в паровых установках. Иностранцы предложили и оборудование, и технологию. Более того, так же и денег решили дать на оборудование. Единственным условием было оплатить проектные роботы и строительство сооружений для размещения установок — четверть стоимости проекта. Это составляло 500 тысяч гривен и не казалось нереальной суммой.

 

Украинские члены правительства взяли на себя обязательства, подписали документы и... понемногу начали забывать о выгодном деле. Денег на свою часть проекта Украина так и не нашла. Голландцы устали ждать обещанные 25 процентов и предложили, чтобы хоть как-нибудь выполнить проект, оплатить и строительство за собственные средства, но... уменьшить мощность установки в 10 раз. Посему вместо реального очищения стоков завода с экономической выгодой для производства построен в Яготине такой себе экспонат для демонстрации того, что должно было быть.

 

— Это — модель, демонстрационный проект, — объясняет заместитель директора Яготинского сахарозавода Иван Катроха. — Установка сможет очищать до 10% стоков завода и подогревать немного воды, которая снова будет попадать в реактор. С помощью этой технологии вода очищается в шесть раз быстрее, чем при обычной очистке.

 

Проблема загрязнения водоемов в нашей стране на данный момент является весьма острой, хотя с 1990 года немало производств сократили объемы работы (скажем, производство сахара уменьшилось фактически на 70%). Сточные воды предприятий пищевой промышленности (сахарные, молочные, спиртовые, консервные заводы, мясокомбинаты и т.д.) являются основным источником загрязнения водоемов органическими отходами. В большинстве своем остаются нерешенными проблемы высокой энергозатратности, устаревших технологий и оборудования.

 

Яготинский, как и все сахарные заводы, работает только два с половиной — три месяца в году: сезон переработки сахарной свеклы продолжается недолго.

 

— Такая установка может очистить не только сточные воды сахаропроизводства, — заверяет Нико Гроневэлд, представитель голландской компании Haskoning.— Несколько изменив технологию, можно применять установку и для молокозавода.

 

Хорошо известный своей продукцией Яготинский молочный завод расположен в четырех километрах от сахарного. Объем его стоков в 50 раз меньше, чем у сахарного. значит его потребности можно удовлетворить даже этой демонстрационной установкой. Впрочем, пока предприятию это не нужно.
Куда нам спешить, или История другого проекта, который должен стать выгодным... через 10 лет

 

Проект, направленный на уменьшение выбросов парниковых газов путем усовершенствования систем централизованного теплоснабжения Госкомитет по энергосбережению предложил Программе развития ООН так же в 1996 году. 15 февраля 2000 года наконец торжественно подписали соглашение м. ПРООН/ГЭФ и Госкомэнергосбережением. Но соглашение не на само выполнение исключительно важного эксперимента, а лишь на изуч. возможностей его выполнения. на данный момент эти возможности наконец-то изучены, научные сотрудники из организации-разработчика — Агентства по рациональному использованию энергии и экологии — подсчитали, какие могут быть выгоды для конкретного городского хозяйства в городе Ривне.

 

Источник: http://www.mirror.kiev.ua/

 



Перечень технологий сокращения выбросов парниковых газов. Европейский клуб. Новая страница 1. Роль тарифной политики в энергосбережении.

На главную  Управление энергией 





0.0084
 
Яндекс.Метрика