Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

В течение двух лет Украина придет к мировым ценам на газ

— Есть ли у межведомственной рабочей группы, у Нацагентства полномочия побудить либо даже обязать предприятия сократить потребление газа?

 

— В марте в украинской энергетике наконец-то была сделана первая попытка определить направление движения — принята Энергетическая стратегия до 2030 г . (этот документ можно критиковать, говорить о ядерном или неядерном пути развития, но стратегия должна быть). Потребление природного газа в народном хозяйстве, согласно этой Стратегии, должно уменьшаться, и я это полностью поддерживаю: с нынешних 76 млрд куб.м газа в год Украина должна постепенно прийти к использованию 49,5 млрд куб.м в 2030 г . Поэтому первая задача межведомственной группы тесно связана с целями Национального агентства по эффективному использованию энергетических ресурсов: это разработка мер по снижению расходования природного газа в народном хозяйстве. Прежде всего — в производстве тепла и электроэнергии. На мой взгляд, расход газа для отопления школ, больниц, в коммунальных котельных в малых городах, при уличном освещении неоправданно завышен. Только на это идет 9 млрд куб.м газа в год. Эти объемы нужно выводить из оборота в первую очередь. — Как? Отключать котельные и не зажигать фонари по вечерам? — Нет, заменять газ углем, торфом, местными источниками энергии. До начала отопительного сезона Нацагентство и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства намерены совместно разработать и внедрить проект перевода котельных 400-500 школ на альтернативное горючее. Небольшой “притопок” к котлу, работающий по технологии получения горючего газа из углесодержащего сырья методом пиролиза, позволяет отапливать школу торфом, бурым углем и даже опилками. на данный момент средняя школа потребляет 1-1,5 тыс.куб.м газа в сутки. В Украине около 38 тыс. школ, котельные фактически 30% из них работают на газе. Итого, в месяц выходит 300-500 млн куб.м газа. Переведя эти школы на альтернативное топливо, мы решим две задачи: обеспечим учебные заведения теплом (заметьте, дешевым теплом!) и снизим потребление газа. Аналогичная ситуация с коммунальным хозяйством малых городов, районов и поселков. Вот этим рабочая группа и займется. — Но все это не имеет прямого отношения к промышленности… — О промышленности… До конца года запланировано перевести на альтернативное топливо ОАО “Энергия” в Обухове Киевской области, с выводом из оборота 80 млн куб.м газа в год. базовой потребитель газа в городке с 50-тысячным населением — это Обуховский целлюлозно-бумажный комбинат. С учетом роста цен на газ, это может положительно сказаться на себестоимости его продукции (отметим, что руководство ЗАО “Киевэнергохолдинг” на презентационной пресс-конференции в апреле 2006 г . тоже обещало установить генерацию на мусоросжигающем заводе “Энергия”, оборудовать это предприятие современными системами фильтрации воздуха и переработки мусора. — Авт.). Главная задача группы — навести порядок в сфере энергопотребления. Для этого нужно провести паспортизацию энергетического хозяйства промышленности. Понятно, что оборудование 30-40-летнего возраста потребляет куда больше топлива, чем современные котлы. Например, по нормам, расход газа у промышленного газового котла БК-75 — до 6 тыс.куб.м в час. Если наблюдается перерасход газа, значит, оборудование работает не в режиме, и виновато в этом предприятие. — Как вы собираетесь наказывать таких нарушителей режима? — Действующие санкции малоэффективны. Инспекция по энергосбережению может оштрафовать директора такого завода на 17 необлагаемых минимумов, но это же чепуха: за один час разлаженный котел сожжет лишнего газа на сумму, намного превышающую размер этого штрафа. Поэтому межведомственная группа готовит проект Закона “Об энергоэффективности”. В нем предусмотрены разные санкции для тех, кто неэффективно расходует энергоресурсы. В том числе и введение штрафа за потребление природного газа сверх норм, указанных в энергетическом паспорте (документ, составленный по итогам проверки энергооборудования). — Как в электроэнергетике — за сверхнормативные киловатты нарушитель платит двойной тариф? — Да, и половина штрафа ляжет в “копилку” энергосбережения: в проекте Закона “Об энергоэффективности” предусмотрен не только “кнут”, но и “пряник”. Мы планируем создать специальный внебюджетный фонд, средства которого пойдут на частичное финансирование проектов по энергоэффективности. Открыть его можно при Министерстве финансов, при Госказначействе либо в каждой области отдельно. Главное, чтобы деньги расходовались только после того, как Нацагентство проведет открытый тендер проектов по энергоэффективности. — о проектах. Ваше СКБ Сухина так же в 2003 г . запустило в Бортничах экспериментальную установку для получения газа из иловых отходов. А теперь ЗАО “Киевэнергохолдинг” заявляет, что вложит средства в строительство илосжигающего завода в Бортничах. Речь идет о вашем проекте? — Завод сейчас не работает… Это больная тема. Давайте все же не путать мою прежнюю деятельность и новую должность. В “Киевэнергохолдинге” пусть сначала сами разберутся, кому что принадлежит и кто чего хочет (целесообразность и механизм создания холдинга вызывают большие сомнения у нового столичного мэра Леонида Черновецкого). Мы — Агентство — готовы предложить идеи повышения энергоэффективности, технологии, которые достаточно быстро окупаются. — Предусмотрено ли в законопроекте поощрение крупных предприятий, которые уже занимаются повышением энергоэффективности, модернизируя оборудование и технологии? — Конечно. И в этой части проект вступает в противоречие с позицией Министерства финансов, наступает им на больную мозоль, потому что предусматривает уменьшение налогообложения. Предприятие должно само захотеть потратить деньги на то, чтобы котел вместо стандартных 6 тыс.куб.м потреблял 5-5,5 тыс.куб.м газа. Нужна заинтересованность. Мы предлагаем денежную разницу м. нормативом и объемом реального потребления газа вычитать из базы налогообложения. Минфин, понятное дело, против, потому что не хочет снижения налоговых поступлений в бюджет. Мы пытаемся объяснить, что предлагаем не очередную схему ухода от налогов, а механизм поощрения. — Вы уже подали законопроект на рассмотрение? — так же нет, он только согласовывается. — Каковы предполагаемые объемы бюджетного финансирования проектов повышения энергоэффективности? — Объекты соцкультбыта будут финансироваться из бюджета. В перечень бюджетного финансирования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства включены 786 объектов, включая и школы, которые намерены перевести на альтернативное топливо. 383 млн грн. заложено на кредитование проектов. Кредиты льготные, Минфин должен выдавать их аккредитованным банкам под 6% годовых, чтобы те кредитовали проекты уже под 10% и не более чем на три года. По нашей задумке, кредит может получить только быстро окупаемый и надежный проект, победивший в тендере Нацагентства по энергоэффективности. И поверьте, проектов с окупаемостью в три года набралось уже достаточно.

 

О газе и трубах: — Все вокруг твердят, что с 1 июля российско-туркменский природный газ будет стоить не $95 за тысячу кубов, а дороже… — Все — от газетчиков до крупных политиков — с Нового года обсуждают цены и переговоры, критикуют переговорщиков за отступление от принципов. И мало кто задумывается, будет ли в Украине туркменский газ вообще. Туркмения на данный момент смело подписывает соглашения со всеми. Туркменбаши договорился поставлять одни и те же объемы в Украину, Россию и даже в Китай, ничем при этом не рискуя. А все - таки пропускная способность газопровода “Средняя Азия — Центр”, в теории, составляет не более 42 млрд куб.м в год, а на практике — 39-40 млрд куб.м. При этом Россия подписала с Туркменией договор на закупку в этом году 5 млрд куб.м, в 2007 г . — 15 млрд, а к 2010 г . намеревается закупать уже до 45 млрд куб. м туркменского газа, т.е. весь объем, который может дать Туркмения. И приоритет — у России, потому что россияне нас опередили, заключив так же один договор — с Узбекистаном, по территории которого проходит труба. Монопольное право на транспортировку газа через Узбекистан на данный момент официально имеет “Газпром”. У нас такого договора нет, а потому любое перераспределение объемов транспортировки газа по трубе априори будет не в пользу Украины. Вести газовые переговоры надо только в трехстороннем, а то и четырехстороннем формате: Россия — Украина — Туркмения — Узбекистан. У Украины есть весьма веские аргументы: наша монополия на транспортировку российского газа в Европу, подписанные ранее соглашения с Россией и Узбекистаном. И успех переговоров зависит исключительно от тех, кто их ведет. Слишком уж все неоднозначно. все - таки Россия “отнимает” туркменский газ у Украины вовсе не потому, что хочет нас наказать. У россиян тоже появились проблемы с увеличением пост * газа на Запад. Штокмановское месторождение, о разработке которого в доле с норвежцами все твердят (в Архангельской области РФ. — Авт.), будет введено в эксплуатацию не ранее 2010г. м. тем к 2030 г . Россия собирается увеличить поставки газа в Европу на 60%. Раз своего газа на это не хватит, Россия компенсирует его туркменским. К 2010 г ., после запуска Штокмановского, станет легче, но в ближайшие четыре года ситуация с газом будет непростой. Большой газопровод не построишь ни за месяц, ни за год — на это уйдет 10-11 лет, включая проектирование и строительство. Остается одно — садиться за стол переговоров. Украина должна научиться защищать свои интересы. Раз мы в 1995 г . договором гарантировали пропуск российского газа через свою территорию, россияне должны гарантировать нам его поставки по стабильной цене. Монопольный договор на транспортировку через Узбекистан косвенно нарушил права Украины, и она должна добиться компенсации. — Какой, например? — Поставить РФ перед выбором: либо “Газпром” пропускает по трубе необходимое нам количество туркменского газа, либо мы уменьшаем поставки газа в Европу. Я бы предложил так же и такой вариант. В России достаточно альтернативных “Газпрому” поставщиков газа, и, в отличие от Украины, они располагают большими его объемами. По моим данным, в РФ “болтается” около 18 млрд куб.м “негазпромовского” газа. Поэтому можно соглашаться на уменьшение пост * туркменского газа в обмен на право врезаться в “альтернативные” газопроводы. Я сам 28 лет проработал в газодобыче и знаю, что в России есть места, где можно проложить 200?км от месторождения до газопровода и качать до 30 млрд.куб.м газа в год. Оставить 15 млрд кубов системе по распределению, а 15 млрд будут в нашем распоряжении. Нам этот газ готовы продавать. Так нужно садиться за стол переговоров. Эти 200 км трубы можно построить за два года, а то и за год, если вложить больше денег. — На ваш взгляд, есть ли на данный момент в Кабмине, “Нафтогазі” люди, которые смогут договориться с “Газпромом”? — Не должен комментировать. — Даже без фамилий? — Скажу так: в Украине такие люди есть. — И все же, сколько, по-вашему, будет стоить газ с 1 июля? — Цену называть не стану. Все, опять-таки, зависит от результата переговоров и от личностей переговорщиков. Газ однозначно будет дорожать. Понятно, что к началу отопительного сезона или к Новому году он не будет стоить $95 за 1 тыс.куб.м. Но не думаю, что стоимость достигнет $230, о которых твердит Россия, — мы все же сможем защитить свои интересы. Но надо четко понимать, что в течение двух лет Украина придет к мировым ценам на газ. И у нас есть всего два-три года, чтобы максимально сократить неэффективное потребление газа.

 

P.S. Нацагентство по энергоэффективности есть без году неделя, но вокруг него в высшей исполнительной власти уже разгораются нешуточные страсти. 17 мая на заседании Кабинета министров без лишних разговоров и особо глубокого обсуждения было принято решение, в соответствии с которым деятельность Нацагентства по энергоэффективности будет курировать и координировать Минэкономики. Примечательно, что решение каких-либо вопросов, связанных с Агентством, в повестку дня правительственного заседания изначально внесено не было. Внимание коллег по Кабинету к теме энергоэффективности, по дошедшей до БИЗНЕСа неофициальной информации, внезапно решил привлечь первый вице-премьер Станислав Сташевский. Уже 18 мая на защиту “самостоятельности” Нацагентства выступил… президент УСПП Анатолий Кинах. Даже соответствующее письмо на имя главы государства отправил. Мол, не может один центральный орган исполнительной власти со специальным статусом (Агентство является таковым в соответствии с Указом Президента) фактически подчиняться другому центральному органу исполнительной власти со специальным статусом. Евгений Сухин в связи с принятым на Кабмине решением заявил БИЗНЕСу, что “с ним этот вопрос в правительстве предварительно никто не обсуждал”. И добавил, что это решение “существенно уменьшит возможности Агентства по выполнению возложенных на него задач”. Беседовала Кира Иванова,kivanova@business.ua

 



Энергосбережение в научном центре РАН в Черноголовке. Климат и его изменение. Діяльність. Oпыт энергосбережения в осветительных установках московского метрополитена.

На главную  Управление энергией 





0.0106
 
Яндекс.Метрика