Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Воровать электроэнергию станет просто невыгодно

Интервью Председателя Энергетической комиссии Московской области Евгения Чичерова

 

17.1 2001 г.

 

– Евгений Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о программе энергосбережения, которую Вы сейчас разрабатываете для Московской области.

 

– Действительно, Правительство Московской области поручило Энергетической комиссии разработать программу энергосбережения Подмосковья, рассчитанную до 2005 года. Следует отметить, что, обладая большим энергетическим потенциалом, наш регион до сих пор не имел скоординированного плана по снижению энергопотребления, по экономичности электрической, тепловой и других видов энергии, представленного как какая-то серьезная программа. Поэтому такой пробел решено было восполнить, и Энергетическая комиссия в августе текущего года приступила к разработке программы „Энергосбережение в Московской области на период до 2005 года” .

 

К разработке Программы были привлечены специалисты из различных отраслей промышленности, коммунально-бытового сектора, ОАО Мосэнерго и муниципальных образований Московской области, которые активно откликнулись на наше приглашение к сотрудничеству.

 

Необходимость разработки специальной Программы „Энергосбережение в Московской области на период до 2005 года” обусловлена усилением целого ряда негативных моментов в обеспечении потребителей электрической и тепловой энергией и топливно-энергетическими ресурсами, как в Российской Федерации, так и в Московской области. Проводимая в настоящее время диагностика состояния, в частности, электроэнергетики, демонстрирует постоянное снижение экономической эфф. отрасли, всех ее составляющих. В сложившихся условиях значительную часть бюджета муниципальных образований приходится направлять на компенсацию затрат на отопление (до 40 %) и на горячее водоснабжение (до 30 %.). С постепенным переходом на 100-процентную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства части населения Московской области будет сложно оплачивать этот вид услуг. В промышленном секторе некоторые предприятия тоже могут не справиться с ростом тарифов на тепловую и электрическую энергию. В итоге мы рискуем опять столкнуться с проблемой неплатежей энергоснабжающим организациям. Одним из выходов из данной ситуации является проведение мероприятий по сокращению потребления энергетических ресурсов.

 

– Сокращение потребления энергоресурсов может привести к снижению тарифов?

 

– Снижение энергопотребления должно обеспечиваться разумным энергосбережением, а не созданием некомфортных условий проживания людей и существования промышленных предприятий. Скажем, выключение рубильника является одним из способов сокращения потребления электрической энергии, но мы не можем сказать, что это разумное энергосбережение. Вместе с тем, существуют новые технологии и способы организации энергопотребления, которые приводят к существенной экономичности потребления электрической и тепловой энергии. Скажем, перенос части потребления на ночное время суток, использование передовых технологий в обработке металлов и множество других способов сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов в регионе.

 

Что касается влияния потребления энергетических ресурсов на проблему тарифов, то в данном случае для ОАО Мосэнерго реализация программы энергосбережения в Московской области – это принцип. возможность экономичности средств на строительство новых энергетических объектов и финансирование значительных объемов строительно-монтажных работ при модернизации энергетических объектов, и приобретение перспективного энерготехнологического оборудования. Для предприятий Московской области разумное снижение потребления электроэнергии за счет новых технологий производства и потребления тепловой и электрической энергии – это, прежде всего, принцип. возможность сократить свои затраты на закупку топливно-энергетических ресурсов. В данном случае это также влияет и на неплатежи за потребленную тепловую и электрическую энергию.

 

– Что же будет в программе?

 

– Надо отметить, что, начиная с 1999 года, в Московской области постоянно увеличивается потребление энергии. По экспертным данным, к 2005 году потребление электрической энергии и мощности в Московском регионе должно возрасти фактически на 25% по сравнению с 2000 годом. Рост энергопотребления на фоне старения энерготехнологического оборудования электростанций означает снижение надежности снабжения потребителей электрической энергией и теплом, о также ограничение в поставках электрической энергии и мощности на ФОРЭМ уже в 2002 году и нехватку генерирующих мощностей в 2004-2005 годах.

 

В программе будет отражена целостная картина реализации необходимых энергосберегающих мероприятий по всем отраслям экономики и жилищно-коммунальному сектору. Энергетическая комиссия подготовила проект Программы, которая рассмотрена на заседании Координационного Совета по энергосбережению при Правительстве Московской области, возглавляемого первым заместителем председателя областного правительства. В целом наш проект одобрен, и передан на рассмотрение в Правительство. Мы надеемся, что в ноябре текущего года данная программа будет одобрена и станет нормативно-правовым документом, обязательным для исполнения.

 

– Расскажите, пожалуйста, подробнее, кто участвовал в этой работе, кроме ОАО „МОСЭНЕРГО” ?

 

– Как я уже сказал, для разработки проекта Программы были привлечены ведущие специалисты по энергосбережению из различных отраслей промышленности и коммунально-бытового сектора региона. В качестве головного разработчика выступило государственное унитарное предприятие Государственный межрегиональный центр энергосбережения при Минэнерго РФ. Активно нам помогал Межрегионгаз, все отраслевые министерства Правительства Московской области, Министерство промышленности и науки, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Головным заказчиком и координатором Программы по решению Правительства Московской области назначена Энергетическая комиссия Московской области.

 

– Какие конкретно меры по энергосбережению заложены в программе?

 

При разработке Программы, в ее основу положены следующие основные принципы: приоритетность мероприятий по энергоэффективности перед наращиванием объемов производства энергетических ресурсов; задания по экономичности топлива и энергии, предусмотренные федеральными, региональными, районными программами энергосбережения должны включаться в приходную часть топливно-энергетического баланса Московской области, как реальный энергетический ресурс; самоокупаемость энергосберегающих мероприятий, проектов и программ, должна обеспечиваться за счет введения в действие механизмов, позволяющих учитывать в инвестиционном ресурсе стоимость сэкономленного топлива и энергии.

 

В базовой части документа отражено социально-экономическое развитие Московской области, проведена оценка потенциала энергосбережения, даны рекомендации по проведению государственной энергосберегающей политики на областном и муниципальном уровнях, по финансовому и нормативно-правовому обеспечению. В документе также представлен перечень первоочередных мер по энергосбережению в Московской области на период до 2005 года с разбивкой по отраслям экономики. Это, прежде всего, ТЭК, промышленность, бюджетная сфера, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Имеются разделы, представляющие пилотные проекты по различным объектам, находящимся на территории Московской области, и представлен перечень первоочередных инвестиционных энергосберегающих проектов Московской области, включенных в федеральную целевую программу „Энергоэффективная экономика” . Надо сказать, что Московская область в связи с весьма серьезной работой по энергосбережению, вошла в число 12 регионов нашей страны, на примере которых будет апробирована федеральная целевая программа „Энергоэффективная экономика” .

 

– Она готовится?

 

– В настоящее время эта программа уже прошла обсуждение в правительстве и одобрена. Сейчас, с учетом замечаний, которые были получены в ходе обсуждения программы, она готовится к утверждению на федеральном уровне. Я думаю, что в 2002 год мы вступим с утвержденной федеральной целевой программой.

 

– А сейчас, до принятия программ — и федеральной, и областной – какие-то меры по энергосбережению осуществляются?

 

– Да, безусловно. Работа ведется, прежде всего, в рамках отдельных хозяйствующих субъектов. У нас есть замечательные примеры предприятий,
которые самостоятельно и весьма эффективно решают проблему энергосбережения. Например, Дедовский завод керамических продуктов, торговая марка „Сокол” , достиг удивительных результатов по энергосбережению. И это, безусловно, не единственное предприятие, которое этим занимается.

 

Наш научно-промышленный комплекс в Подмосковье имеет отличные разработки, связанные с энергосберегающими технологиями, целую гамму оборудования по энергосбережению. Поэтому нам было весьма обидно, что эти усилия не были скоординированы, не были сосредоточены и не управлялись из единого центра. Это была нескоординированная работа, которая велась от случая к случаю и в соответствии с менталитетом тех или иных руководителей предприятий и организаций. Сейчас мы постарались создать более стройный механизм управления такого рода циклами, с тем, чтобы мы могли управлять энергосбережением в нашем регионе.

 

– Как же можно сберегать энергию?

 

– весьма просто. на данный момент уровень затрат на электроэнергию достаточно высок, у каждого предприятия, организации или в бюджете каждой семьи, проживающей в Подмосковье, затраты на электрическую энергию все более возрастают. Это объективный цикл. И поэтому на данный момент другая ситуация, нежели, скажем, пятнадцать лет назад, когда затраты на электрическую энергию были незаметными, когда кВт·ч стоил 2 копейки. на данный момент в среднем наши граждане, проживающие в Подмосковье, платят порядка 50-55 копеек, в зависимости от разных факторов. Мысль о том, что можно сэкономить за счет более эффективного использования электрической энергии, подкреплена соответствующими расчетами и житейским опытом каждого из нас. на данный момент, кроме убеждения морального, существуют так же и экономические факторы, которые весьма активно работают.

 

Главная проблема в энергосбережении вообще – это организация финансирования всех этих мероприятий и проектов. Надо отметить, что бюджет Московской области достаточно напряженный, мы испытываем дефицит бюджетных средств, необходимых для решения самых насущных проблем нашей жизни и деятельности. Поэтому в Программе, которую мы подготовили, базовой упор делается на внебюджетные источники финансирования. То есть, прежде всего, на средства предприятий, организаций, граждан, которые заинтересованы в экономичности электрической энергии. Для того чтобы стимулировать эту деятельность на территории Московской области будет принят ряд мер, направленных на то, чтобы каждый человек, который экономит электрическую энергию, был материально заинтересован в этом. Чтобы предприятия, которые экономят газ, электрическую энергию, ощущали это через налогообложение, через принцип. возможность аккумулировать сэкономленные средства для обеспечения новых мероприятий по энергосбережению. Чтобы их не наказывали, как сейчас это часто бывает, за инициативу в области энергосбережения.

 

– То есть, сберег энергию — и тебя поощрили за это?

 

– Сберег энергию и использовал экономию на собственное развитие. То есть, может получиться так (как часто у нас бывало на практике), что полученная экономия будет рассматриваться как дополнительная прибыль, облагаться налогом, изыматься из бюджетов всех уровней. Наша задача – оградить предприятия от такого подхода. Безусловно, наши налоговые законы достаточно жестки. Вместе с тем, на территории Московской области предполагается разработка ряда мероприятий, в том числе и по налогообложению, которые позволят предприятиям быть заинтересованными в такого рода экономии.

 

– Это касается и промышленности, и населения?

 

– Безусловно.

 

– А что именно будет делаться для населения? Как население сможет сберегать энергию?

 

– Сбережение энергии населением связано, прежде всего, с применением высокоэффективных бытовых приборов, которые сейчас стоят чуть дороже, чем неэффективные, но, в то же время, в перспективе позволяют сэкономить многозначительные суммы на снижении энергопотребления. на данный момент, скажем, существуют 3-4 класса холодильников, которые различаются по энергопотреблению. Это стало возможным за счет применения весьма множественных закрытых военных, космических технологий, за счет более эффективного использования электричества. Точно так же и телевизоры, и другие бытовые приборы.

 

Существует так же и проблема перераспределения энергопотребления по времени суток. на данный момент, например, главная головная боль АО МОСЭНЕРГО – покрытие нагрузок в пиковые часы, когда возрастает энергопотребление. Это, прежде всего, начало рабочего дня и вечерние часы, когда люди приходят домой, включают телевизор, включают различные бытовые приборы. В это время потребление электрической энергии и мощности резко возрастают, и вся энергосистема испытывает многозначительные перегрузки. Важно, чтобы на данный момент мы перенесли часть потребления электрической энергии на ночное время суток. Бытовые приборы, которые имеются на данный момент в наших домах, позволяют работать по различным программам. Например, автоматическая стиральная машина может быть включена ночью, и ее хозяин должен быть в этом заинтересован. Тарифами, которые приняла Энергетическая комиссия Московской области для нашего населения, это предусмотрено.

 

Может быть, это мало кто знает, но я должен сказать, что можно платить значительно меньше, используя дифференцированные тарифы по зонам суток и нагружая свои бытовые приборы в назначенные часы. Но для этого нужно установить специальный счетчик, который позволяет учитывать электрическую энергию по двум шкалам: в течение дня и в течение льготных часов, значит тех зон суток, когда действует этот тариф.

 

– Эти счетчики реально уже существуют?

 

– Гамма современных счетчиков весьма широка. на данный момент могут быть счетчики до 10 зон суток – это весьма сложные и интересные приборы. В то же время, есть недорогие отечественные приборы, которые позволяют вести достаточно точный учет электроэнергии по зонам суток. Они стоят порядка 1200 – 1300 рублей. Конечно, это достаточно дорого, например, для пенсионера, но, тот эффект, который даст этот прибор конкретной семье, компенсирует стоимость первого взноса на внедрение этой технологии.

 

– А соответствующие тарифы уже действуют?

 

– Нами применяется k для оплаты в ночные часы, равный 0,5, значит 50-процентная скидка к обычному тарифу. Это согласованная мера, которая была принята нами совместно с АО Мосэнерго и одобрена Правительством Московской области. Нам весьма жаль, что многие не пользуются этой возможностью экономить, предпочитая по старинке использовать дедовские способы хищения электрической энергии. К сожалению, когда наш обыватель кладет на одну чашу весов принцип. возможность сэкономить законно, а на другую – принцип. возможность украсть, то выбор часто делается в пользу последней. Но вольготная жизнь заканчивается: на данный момент есть ряд специальных устройств, позволяющих установить тех потребителей, которые занимаются хищением электрической энергии. Мы надеемся на то, что Энергосбыт АО Мосэнерго вместе с энергосбытами наших муниципальных субъектов наведут в этом деле порядок. Воровать электроэнергию станет просто невыгодно.

 

– Программа, разрабатываемая Вами, рассчитана до 2005 года. Каковы ее основные этапы?

 

– Программа состоит из плана первоочередных мероприятий, которые необходимо внедрить уже в ближайшее время (срок их реализации – год-полтора) и проектов, которые требуют серьезной подготовки и которые будут реализовываться вплоть до 2005 года. Надо отметить, что весьма серьезный раздел, который нами написан по топливно-энергетическому комплексу области, включает и предложения АО Мосэнерго . Это весьма разумный и технически проработанный план сокращения энергопотребления на базе энергосберегающих технологий и у себя на предприятиях, в сетях, и в целом по Московскому региону.

 

Мы постарались, в отличие от множественных программ, которые существуют в других регионах, сделать нашу программу конкретной и адресной. Это не общие слова, не общие описания каких-то проблем и тенденций, а конкретные проекты с разбивкой по определенным муниципальным образованиям, по определенным предприятиям, имеющие адрес, сроки, размер финансирования и ответственных людей, которые будут заниматься осуществлением этих проектов.

 

При реализации указанной Программы мы сможем обеспечить снижение потребления энергоресурсов приблизительно на 20% от общего потребления энергоресурсов в настоящее время, и улучшить экологическую обстановку в регионе. Принятый уровень достижения суммарной экономичности энергоресурсов позволит за период осуществления программы до 2005 года сократить потребность Московской области в энергетических ресурсах примерно на 15,5 млн. т. условного топлива. Это весьма весомая, серьезная цифра. В то же время, за период до 2005 года должныбыть введены мощности, обеспечивающие указанный объем суммарной экономичности в размере примерно 8 млн. т. условного топлива в год. Это весьма серьезная экономия, которая позволит нам и сократить затраты, и добиться весьма серьезного сокращения выбросов различных дымов и парниковых газов в атмосферу.

 

– С чем можно сравнить такой объем экономии?

 

– Если говорить не о сэкономленном топливе, а о доходах от реализации Программы, то можно сказать, что после возмещения затрат они составят примерно 6 млрд. рублей и могут быть использованы на развитие энергосбережения в области.

 

Для коммерческих предприятий экономия энергоресурсов – это прямое снижение затрат. При переходе на определенные энергосберегающие технологии они могут меньше платить тем же АО Мосэнерго и Межрегионгазу. Просто элементарное улучшение системы учета газа, которого можно добиться с применением современных электронных счетчиков, может составить до 15% экономичности затрат на потребление этого газа. Переход на дифференцированный тариф позволяет сэкономить многим предприятиям непрерывного цикла до 20% затрат на платежи в АО Мосэнерго . Достаточно привести пример Солнечногорского стекольного завода, который экономит за счет осуществления этих мероприятий 20% средств, идущих на оплату за электрическую энергию.

 

Мы надеемся, что новый Федеральный закон „Об энергосбережении” , который ожидается уже в конце этого года, позволит подвести нормативную базу под определенные льготы тем, кто занимается энергосбережением. Это, прежде всего, принцип. возможность направления сэкономленных средств на цели дальнейшего энергосбережения, на внедрение новых технологий. значит предприятие, сократив энергопотребление, направляет сэкономленную сумму не в бюджет, а на собственные нужды, необходимые для достижения новых технологических успехов. Кроме того, мы надеемся на то, что образуемый в Московской области Фонд энергосбережения, который будет действовать как некоммерческая организация, также сумеет аккумулировать достаточно средств, необходимых для финансирования весьма серьезных программ.

 

– Если можно, немного подробнее: что это за Фонд?

 

– Фонды энергосбережения – не наша выдумка. Подобные фонды уже достаточно хорошо себя зарекомендовали во множественных регионах. Другое дело, что они существовали чаще всего как внебюджетные и пополнялись за счет чисто административных мер. Наша Программа предусматривает создание такого фонда как некоммерческой организации, которая будет работать по реализации этой программы. И наполнение этого фонда будет осуществляться на вполне законных основаниях. Мы благодарны АО Мосэнерго” за понимание необходимости работы Фонда энергосбережения. В этом году мы совместно с московскими энергетиками финансируем ряд мероприятий по энергосбережению, и мы достигли соглашения о совместной работе с АО Мосэнерго на будущий год, в том числе, и с этим Фондом.

 

– То есть, у АО Мосэнерго есть понимание необходимости таких программ, есть заинтересованность?

 

– Я бы хотел подчеркнуть, что это понимание возникает не в результате какого-то административного давления, а потому, что работа на энергосбережение выгодна экономически. Финансирование мероприятий по энергосбережению значительно более эффективно, нежели финансирование мероприятий по новому строительству. на данный момент те мощности АО Мосэнерго, которыми оно обладает, вполне достаточны для того, чтобы производить достаточное количество электрической энергии. Другое дело, что электрическая энергия, которую дают станции энергетических компаний, частично уходит на неэффективное потребление, на потери. С другой стороны, та нормативная база, которая есть в настоящий момент, не позволяет в полной мере заинтересовывать предприятия сберегать электрическую и другие виды энергии. Это серьезная проблема, которую понимаем не только мы, но и наши законодатели. Как я уже сказал, в Госдуме и Правительстве Российской Федерации обсуждается целевая федеральная программа экономичности энергетических ресурсов. К тому же будет весьма существенно меняться Федеральный закон „Об энергосбережении” , который был принят, но оказался нежизнеспособным, так как просто не имел тех необходимых разделов, которые позволили бы правильно организовать данную работу. Кроме того, Вы, наверное, знаете о том, что с 1 января 2002 года вступают в силу новые главы Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, которые заставят внести весьма многозначительные поправки в различного рода механизмы финансирования, в том числе и энергосбережения.

 

– Остался один вопрос: о конкурсе инвестиционных проектов по энергосбережению.

 

– Конкурс инвестиционных проектов по энергосбережению, который был объявлен Энергетической комиссией совместно с АО Мосэнерго , являл собой первую попытку проведения реального отбора интересных проектов, которые могли быть реализованы, и включены в программу энергосбережения, разрабатываемую Энергетической комиссией. Этот конкурс дал нам весьма большие результаты. Мы отобрали весьма многозначительные и интересные проекты.

 

– Каков примерный круг участников этого конкурса?

 

– Круг участников нами не ограничивался, подход был весьма демократичный. Это были и предприятия, в том числе коммерческие, и администрации наших муниципальных образований, и граждане, которые участвовали в этих проектах со своими изобретениями. Затраты на реализацию проектов варьировались от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Все проекты, которые рассматривались в конкурсе и победили в нем, включены в нашу программу. Была ситуация, когда у нас было несколько равнозначных проектов, и мы постарались все их включить в нашу программу.

 

Я бы хотел так же раз подчеркнуть, что экономить энергию на данный момент выгодно именно с экономической точки зрения. Главное – проанализировать свое энергопотребление.

 

Проблема энергосбережения весьма волнует и МОСЭНЕРГО, и Правительство Московской области

 

Интервью Председателя Энергетической комиссии Московской области Евгения Чичерова

 

30.07.2001 г.

 

– К нам на официальный сайт приходит много сообщений от потребителей электроэнергии с просьбой разъяснить, что такое двухставочные тарифы и с чем связано такое нововведение.

 

– Судя по всему, речь идет о дифференцированном тарифе по зонам суток, когда есть принцип. возможность конкретному потребителю оплачивать электроэнергию, исходя из времени суток. Существуют часы пик, когда осуществляется максимальное потребление электроэнергии, а ночью, когда падает потребление, появляется избыточная энергия в системе, которую можно дешевле продать, для того чтобы стимулировать потребление электроэнергии именно в это время. Для того, чтобы перейти на этот дифференцированный тариф предприятию или физическому лицу, необходимо выполнить несколько технических условий. Этот тариф предусмотрен нашим тарифным планом. Если есть интересующиеся этим тарифом, они могут обратиться в Энергетическую комиссию Московской области для получения необходимой информации. У нас есть сайт в Интернете - http://www.ekmo.ru/. Уже многие предприятия и жители Московской области применяют этот тариф, для чего необходимо поставить у себя специальное средство учета. Для простого потребителя - это специальный счетчик, который позволяет учитывать электроэнергию по зонам суток. Для предприятий - это автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии, установку которой они должны согласовать с органами госэнерготехнадзора и энергосбыта, сертифицировать. Наши тарифы позволяют экономить до 50% затраты на электроэнергию в ночное время суток. Это тот цивилизованный подход, который мы пропагандируем. на данный момент дифференцированные тарифы по зонам суток предусмотрены для всех категорий потребителей. Некоторые предприятия, которые имеют непрерывное производство, при переходе на дифференцированные тарифы достигают экономию до 30%. Мы призываем всех идти по этому пути, в том числе муниципальные образования.

 

– В последнее время в Подмосковье имеет место очевидный промышленный рост. В то же время, с ростом благосостояния некоторых социальных групп населения связан определенный строительный бум в Московской области. Все эти новые объекты требуют дополнительных энергетических мощностей, а сети, как известно, не новые, и требуют существенных капиталовложений даже для простого поддержания существующих ресурсов в рабочем состоянии. Возможен ли выход из сложившейся ситуации и как областная Энергетическая комиссия участвует в решении данной проблемы?

 

– По данным статистического органа Московской области, исходя из данных предприятий, можно сказать, что последние 2-3 года рост энергопотребления составляет 5% ежегодно. Очевидно, что на данный момент МОСЭНЕРГО является избыточной энергосистемой, одной из немножественных, которая в состоянии продавать излишки электроэнергии. Но это продлиться недолго. В перспективе вся производимая МОСЭНЕРГО электроэнергия будет потребляться Москвой и областью в полном объеме. на данный момент мы можем уже сказать, что ряд районов на территории Подмосковья имеет дефицит энергии, в частности Одинцовский район, где наблюдается строительный бум, активно развивается инфраструктура, возникают многозначительные проблемы с подключением новых потребителей к электропитанию. Это вызвало необходимость принятия ряда решений, которые на данный момент заложены в планы развития МОСЭНЕРГО, одобрены Правительством Московской области по реконструкции нескольких Одинцовских подстанций, которые позволят исключить эти проблемы. Реконструкция 3 подстанций в Одинцовском районе приведет к тому, что эта проблема будет снята. Это один из примеров взаимодействия правительства Московской области, Энергетической комиссии и МОСЭНЕРГО по проблемам развития новых мощностей, по развитию инфраструктуры. Что касается потребления электроэнергии новыми пользователями, на данный момент в Подмосковье, как грибы растут коттеджные поселки с подключенной мощностью выше 10 КВт. Эта проблема весьма интересная. Мы впервые в Московской области ввели такое понятие, как комфортная мощность. В новом тарифном плане предусмотрено, что владельцы квартир или коттеджей, у которых заявленная мощность свыше 12 КВт, будут платить за потребленную электроэнергию по более высоким тарифам. Для того чтобы этот потребитель мог реально заниматься энергосбережением, нами предусмотрен специальный ночной тариф, который позволяет перенести тяжесть энергопотребления на ночное время. Это выгодно и производителю электроэнергии, и потребителю. Почему 12 КВт? Существуют специальные разработки Госстроя РФ, которые относят к комфортному жилью то жилье, которое имеет энерговооруженность свыше 12 КВт. Мы консультировались с рядом институтов Госстроя, привлекали подмосковные организации и пришли к цифре 12 КВт, которую считаем критерием комфортности конкретных жилищ.

 

– Энергетическая комиссия Московской области совместно с АО МОСЭНЕРГО объявили конкурс инвестиционных проектов по энергосбережению, внедрению перспективных энерготехнологических решений, оборудования и приборов учета в отраслях топливно-энергетического комплекса, промышленности и коммунально-бытовом секторе региона, методических разработок по проблеме государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. Предполагалось, что заявки будут подано до 20 августа. Как идет цикл?

 

– Проблема энергосбережения весьма волнует и МОСЭНЕРГО, и правительство Московской области в связи с ростом энергопотребления. Мы констатируем, что есть проблема неэффективного энергопотребления. Эта проблема весьма долго культивировалась с позиции ухудшения ситуации. Когда электроэнергия стоила копейки, когда можно было просто не платить за нее, многие потребители относились бесхозяйственно к использованию электроэнергии. на данный момент, когда платежи за электроэнергию становятся весомыми, эта проблема перешла на новый уровень. Правительство Московской области в соответствии с новыми моментами приступило к разработке программы энергосбережения в Подмосковье до 2005 г. Энергетической комиссии было поручено стать главным разработчиком этой программы. Мы сейчас совместно с МОСЭНЕРГО и заинтересованными заказчиками верстаем такую программу, которая будет вынесена на рассмотрение областного правительства в сентябре 2001 г. Там будет много разделов, связанных с экономией электроэнергии, в частности предусматривается обязательный энергоаудит для предприятий. Будет рассмотрена проблема паспортизации котельного хозяйства, которое вырабатывает тепло на территории области (более 2000 предприятий, которые занимаются оказанием услуг по продаже теплоэнергии). В программе анализируется также проблема паспортизации административных зданий с позиции разработки энергетического паспорта. На основании этого паспорта мы можем оценивать реальные потребности по элекро- и теплоэнергии. Руководство МОСЭНЕРГО с пониманием относится к этой проблеме. Это понимание основано на реальном представлении о том, что для того, чтобы на данный момент создать новые мощности на территории Москвы и МО, необходимо заплатить огромные деньги. Расчеты показывают, что небольшое инвестирование в проблемы энергосбережения приведет к тому, что МОСЭНЕРГО выиграет большие деньги, которые могут пойти на строительство новых объектов. У нас с МОСЭНЕРО подписано соглашение, которое регламентирует наше участие в этой программе. есть специальный фонд МОСЭНЕРГО. Энергетическая комиссия занимается отбором наиболее интересных проектов по энергосбережению, которые потом финансируются из этого фонда. Эти проекты призваны улучшить энергетическую инфраструктуру области. Много проектов предоставлены сетевыми предприятиями. В подобных проектах МОСЭНЕРГО крайне заинтересовано, потому что на данный момент конечные потребители электроэнергии могут обратиться в суд с иском на МОСЭНЕРГО за плохое качество электроэнергии. МОСЭНЕРГО вынуждено будет отвечать, хотя на качество повлияло отсутствие нормальной инфраструктуры муниципальных электрических сетей.
Что касается системы отбора проектов, то энергетической комиссией и рядом заинтересованных министерств была образована конкурсная комиссия, которая и отбирает проекты. Приблизительно половина членов этой комиссии являются представителями МОСЭНЕРГО.

 

– Возвращаясь к отношениям м. МОСЭНЕРГО и сетевыми предприятиями. Желание МОСЭНЕРГО взять на себя энергосбытовую деятельность в Подмосковье, забрав ее у сетевиков, которые находятся в зависимости от администраций, связано прежде всего с тем, что МОСЭНЕРГО недополучает деньги. Ваш комментарий?

 

– на данный момент эта проблема обсуждается в судах, в арбитражном суде Московской области находится 4 иска сетевых предприятий к энергетической комиссии, к МОСЭНЕРГО. Эти предприятия считают, что тот тариф, который мы установили, не справедлив, приводит к дисбалансу… Проблема в том, что на данный момент главным неплательщиком за услуги муниципальных сетей, являются сами муниципальные образования. на данный момент дебиторская задолженность Люберецкого ПТО ГХ, в состав которого входят электросети, составляет 106 млн. руб. Причем их долг перед МОСЭНЕРГО составляет 20 млн. руб. на данный момент проблема в том, что ряд муниципальных предприятий, которые должны электросетям, не платят. Соответственно сети должны МОСЭНЕРГО. Из-за этого возникают конфликты. Если МОСЭНЕРГО ничего не остановит перед применением всего набора средств для взыскания долга, что и демонстрирует МОСЭНЕРГО на протяжении фактически 2-х лет, то электросети не могут позволить себе судиться с собственной администрацией, которая является их работодателем. Поэтому появляются попытки, когда эту тяжесть отношений м. электросетями и администрациями пытаются решить за счет каких-то особых условий. Если раньше электросети собирали 70-80% той выручки, которые должны были бы собирать, и этого им было достаточно, чтобы расплатиться с МОСЭНЕРГО, то на данный момент, чтобы соответствовать нынешнему уровню развития, нужно собирать 90% выручки. на данный момент в этих взаимоотношениях вопрос тарифов, прежде всего, связан со способностью руководства сетей управлять этим сложным хозяйством, способностью принципиально отстаивать интересы собственного предприятия с тем, чтобы оно осталось на плаву, с тем, чтобы оно нормально развивалось. По-разному складывалась ситуация в разных районах Подмосковья. Многие сети МО предпочли отдать эти функции МОСЭНЕРГО. Такой вариант возможен, но это, прежде всего, должен быть выбор самих сетей и администраций районов. Энергетическая комиссия не может диктовать сетям, как им поступать. Наша задача - тарифная политика. Но тарифная политика начинает ускорять эти циклы. По нашему мнению, ситуация будет развиваться что примерно до 50% наших муниципальных сетей перейдут на систему договоров на оказание транспортных услуг МОСЭНЕРГО, оставшиеся должны определиться. Многие крупные сети могут сами развиваться, как самостоятельные предприятия, при этом они должны понимать, что отношения с МОСЭНЕРГО должныбыть идеальными с позиции задолженностей. Бывают ситуации, когда эта задолженность образовалась не по вине сетей, а в результате того, что длительное время накапливались долги федеральных предприятий, бюджетных организаций, и уже на эту сумму начислялись пени, которые МОСЭНЕРГО щепетильно собирает, отслеживает. Этот долг, когда пени превышают долг, может стать предметом для обсуждения Правительства МО, МОСЭНЕРГО и конкретных сетей.

 

Я считаю правильной жесткую позицию энергетиков по отношению к неплательщикам

 

Интервью руководителя Департамента госэнергонадзора и энергосбережения Минтопэнерго Бориса Петровича Варнавского

 

25.06.01

 

- Менеджеры РАО ЕЭС России предупреждают, что если в течение 10 лет в энергетику не будут вложены 55 млрд. долларов, то стареющие электростанции начнут выходить из строя и уже в ближайшие годы в стране разразится энергетический кризис. Ведущие специалисты из Российской Академии наук подтверждают эти прогнозы. Как бы Вы прокомментировали ситуацию?

 

Да, проблема существует. Вместе с тем, никакого мгновенного коллапса или кризиса, результатом которого станет полная остановка стареющих электростанций, не будет. Не для кого не секрет, что на данный момент в составе российской энергетики работает оборудование, полученное в результате репатриации после Великой отечественной войны. Это оборудование до сих пор вполне надежно. Другое дело, что поддержание в рабочем состоянии такого оборудования требует прогрессивно растущих затрат. А это одна из причин роста тарифов.

 

- Насколько на на данный моментшний день для России актуальна проблема энергосбережения?

 

Всем хорошо известна цифра - 400 млн. тонн условного топлива. Именно столько Россия теряет ежегодно. Это треть ее фактического потребления на данный момент. Наша цель, безусловно, состоит в том, чтобы уменьшить эту цифру. Но важно иметь в виду некоторые другие аспекты, на которые обращается мало внимания. Экспертами сделана оценка энергоемкости нашей продукции, из которой следует, что даже при соблюдении всех других условий и требований к качеству, дизайну и новизне выпускаемой продукции, она не сможет быть конкурентоспособной на мировом рынке по одному показателю - огромной величине затрат на энергетическую составляющую в себестоимости этой продукции.
Энергетическая стратегия России, разработанная и одобренная правительством, предусматривает в первую очередь решение задачи энергоснабжения страны за счет выполнения программ энергосбережения. Это не дань моде. Это объективная необходимость, поскольку, в случае развития нашей экономики даже умеренными темпами - 3-4% в год, существующими объемами добычи первичных ресурсов не возможно удовлетворить энергетические потребности народного хозяйства.
Один из способов решения данной проблемы - реализация целевой федеральной программы по энергосбережению. В 1998 г. была одобрена программа по энергосбережению, благодаря которой страна сэкономила 13 млн тонн условного топлива, но при этом бюджет не вложил ни копейки. Недавно Российское Правительство приняло принципиальное решение о перечне федеральных целевых программ. Из 200 ранее утвержденных были оставлены только 40, включая программу энергосбережения Энергоэффективная экономика. Если раньше все эти программы не находили источника финансирования и были просто лозунговыми, то финансирование оставшихся сорока программ будет предусмотрено федеральным бюджетом, начиная с 2002 г.
Принципиальным отличием разработанной программы Энергоэффективная экономика является то, что там содержатся адресные подпрограммы финансирования работ по энергосбережению в бюджетной сфере, сфере жилищно-коммунального хозяйства. значит в тех сферах, которым с одной стороны может помочь только бюджет, а с другой стороны именно там находятся экономически быстро окупаемые проекты, реализация которых может в итоге нагрузку на бюджет существенно уменьшить.

 

- Как сделать инвестиции в новое оборудование экономически целесообразными?

 

на данный момент из тех 400 млн тонн потенциала экономии, о которых мы говорили, экономически целесообразно работать только с сорока. Остальное в силу ценовых диспропорций м. стоимостью оборудования и тарифами на энергетические ресурсы реализовывать экономически нецелесообразно. Невозможно в этой экономической ситуации найти инвесторов для ввода новых мощностей в энергетике. Поэтому я убежден, что тарифы на энергетические ресурсы, как это не трудно произносить, будут расти. И, скорее всего, опережающими темпами.

 

- Обновление генерирующих мощностей напрямую связано с реализацией экономически обоснованной тарифной политики. Оно также зависит от платежной дисциплины потребителей. Как Вы прокомментируете ситуацию, сложившуюся в Российской энергетике?

 

Я считаю правильной жесткую позицию энергетиков по отношению к неплательщикам. Другое дело, что когда при этом отключаются и те, кто исправно платит, это недопустимое явление. К сожалению, наша энергетическая сеть построена что выделение потребителей, питающихся с одних и тех же фидеров - весьма сложная задача. Но ее нужно решать, поскольку только переход к обязательным платежам без всяких льгот, исключений, может обеспечить приток денег в энергетику. Иначе говоря, платежная дисциплина - это главное, это то, что надо решить до начала любых реструктуризаций. Возьмите наших бывших коллег по Советскому Союзу - страны Балтии. Они пережили этот момент. Зато сейчас их энергетика получает инвестиции и нормально развивается.

 

Необходимо разработать эффективный энергетический закон

 

Интервью Директора Российско-датского Института Энергоэффективности (РДИЭ) Стэна Стэнструпа

 

26.04.01

 

Расскажите, пожалуйста, о целях создания Вашего института, о Ваших текущих проектах в России.

 

Российско-датский Институт Энергоэффективности был создан в рамках соглашения, подписанного двумя министерствами энергетики - Дании и России - о сотрудничестве в области энергетического сектора. В 1992 году соглашение было подписано, и уже в 1993 году в Данию на обуч. приехали первые специалисты-энергетики. И с 1993 года до сих пор в Дании обуч. прошли свыше 1200 специалистов-энергетиков из России. В 1995 было принято решение учредить такой институт, который бы являлся бы своего рода базовым учреждением для совместных российско-датских энергетических проектов в России. Наш институт следует рассматривать, как акт безвозмездной помощи, которая оказывается России в области энергетики. Эта помощь заключается в финансировании обучающих проектов, программ, семинаров, предназначенных для российских специалистов. У Датского правительства есть свои приоритеты, поэтому в основном помощь направлена на Ленинградскую и Калининградскую область, но часть проектов осуществляется в Москве.

 

На каких принципах строится работа по рациональному использованию энергоресурсов в европейских странах, например, в Дании?

 

Все началось в середине 70-х годов, когда разразился в Европе энергетический кризис. Получилось так, что за одну ночь цены на энергию и топливо выросли в 300-500 раз. Нам нужно было что-то делать. Поэтому Датское правительство незамедлительно разработало энергетический закон. Мы разработали новую тарифную политику. Кроме того, мы начали применять новые энергосберегающие технологии, например, в секторе централизованного теплового снабжения. Также мы осуществляли другие мероприятия по сбережению энергии, например, наносили дополнительную изоляцию на здания. Волна энергосбережения пошла с тех пор. В котельных мы тоже стали устанавливать новое оборудование, стали разрабатывать стратегические энергетические планы на 25-30 лет вперед. Но самое главное - мы начали обращаться к потребителям, информировать их о том, что мы делаем. По датской системе потребитель оплачивает 100%, и никаких субсидий не выделяется. Естественно, каждый был заинтересован в том, чтобы как можно больше сэкономить электроэнергии и тепла. И в течение нескольких лет нам удалось при таком же количестве обогреваемой площади сократить потребление энергоресурсов на 50%. По-прежнему у нас есть цель -достичь экономичности 25-30%. Наша система весьма эффективна.

 

Существуют ли в Дании программы энергосбережения, и какие направления работы они предусматривают?

 

Мы по-прежнему применяем новое более эффективное оборудование. Для того чтобы сокращать использование традиционных энергоисточников, сейчас мы переместили акцент на возобновляемые источники. Дания не большая страна, тем не менее, в Дании работает 5800 ветроэнергетических установок. Они составляют 10% от общего производства электроэнергии в стране. Сейчас возобновляемые источники энергии также применяются и в секторе теплоснабжения. Все эти меры должны привести к снижению использования традиционных видов топлива. При этом мы сможем удерживать цены на одном уровне и защищать природу.

 

Каково отношение к проблеме энергоэффективности в на данный моментшней России? Какие специальные энергосберегающие технологии могут быть внедрены на данный момент в России, что реально делается в этом направлении?

 

Мне видится ситуация таким образом: Россия находится в конфликте с собой. Это страна, обладающая огромными ресурсами. Но Россия их не использует в полной мере. Это одна из причин нашего присутствия здесь. Мы хотим научить россиян тому, что не обязательно устраивать энергетические кризисы, потому что здесь есть все ресурсы. на данный момент тарифы растут, и из-за этого возникает социальная напряженность. Единственный способ сдерживать рост тарифов - это заниматься энергосбережением. Мы считаем, что применение энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования сделает ваше производство более дешевым. Те сэкономленные средства, которые вы получаете за счет покупки дешевого топлива, можно повторно инвестировать в производство. Можно перейти к главным, ключевым фразам: прежде всего, необходимо разработать эффективный энергетический закон.
Во-вторых: необходимо разрабатывать и производить оборудование, которое позволит беречь энергию.
В-третьих, необходимо действовать на сознание потребителя. Это то, что россияне могут и уже начали делать. Я считаю, что у России большое будущее в энергетическом секторе.

 

Что, на Ваш взгляд, экономически выгоднее для российской энергетики на данный момент: энергосберегающие программы и проекты или новое капитальное строительство?

 

Я считаю, что можно использовать обе возможности. Необходимо подходить к каждому региону индивидуально. Когда разрабатывается энергетический план какого-то региона, необходимо учитывать какие тенденции там наблюдаются для дальнейшего развития. Если существующая система обладает достаточным потенциалом, то лучше прибегнуть к реконструкции. Необходимо применять более совершенные технологии, проводить курсы в области управления. В каком-нибудь другом районе, возможно, целесообразнее будет заняться капитальным строительством. Повторюсь: каждый регион рассматривать отдельно. Кроме того, необходимо давать оценку, какой вид топлива необходимо применять в том или ином месте. Именно администрации городов и регионов должны заниматься таким планированием. Мы говорим об оборудовании. Если говорить о российском оборудовании, то оно несколько устарело. Но я не думаю, что только в этом проблема. Ваши технические специалисты имеют прекрасное образование. Часто проблема заключается в управлении. Поэтому в будущем обучающие программы будут касаться не только технической стороны, но и менеджмента, и экономических вопросов. Мы считаем, что для России это весьма важно.

 

В каких конкретно энергосберегающих проектах участвовал РДИЭ в Москве, и какие дальнейшие планы у института в этом направлении?

 

Недавно завершился проект в Московском энергетическом институте. Этот проект позволил сэкономить энергоресурсы на 30%. Кроме того, мы участвовали и в демонстрационном проекте, который выполнялся в Московской городской больнице № Там также были предложены новые технологии, которые позволили сэкономить энергоресурсы. В этом году мы продолжим работу по проекту в МЭИ. Мы мечтаем о том, чтобы сделать не только демонстрационную выставку в МЭИ, а рабочую выставку, куда могли бы приходить студенты и смотреть, как это все работает.

 

ГРЕТЬ НЕБО НЕ СТОИТ

 

Газета „Труд”

 

16.03.01

 

В лексиконе нынешнего томского руководства слово энергосбережение чуть ли не самое популярное. И неудивительно. РАО ЕЭС ужесточает требования к потребителям, в том числе и в части оплаты живыми деньгами. А цены-то растут. Вот и настало время от декларативной приверженности к энергосберегающим технологиям переходить к внедрению достижений ученых, призванных сократить энергозатраты.
- Системы теплоснабжения архаичны, - говорит директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Виктор ПАНИН. - От производителя до потребителя тепла нередко лежит несколько километров труб, которые на всем своем протяжении греют землю. То же и с производственными цехами - мы по старинке обогреваем тысячи кубометров воздуха и при этом поддерживаем температуру плюс 18 градусов круглые сутки. Цивилизованный мир давно отказался от неблагодарной затеи греть небо.
По словам Виктора Евгеньевича, известные ему модели теплоснабжения, использующиеся в Европе или Канаде, предполагают не централизованные поставки горячей воды, а создание источника тепла в непосредственной близости от потребителя. Для этого в подвал жилого дома или административного здания подводится газ, устанавливается горелка, и горячая вода в трубах нагревается на месте.
- Это так же не самый совершенный метод обогрева, - констатирует Панин. - В Корее мне довелось побывать в офисе одной фирмы. Зимы там холодные, но при этом температура в корпусе в течение ночи поддерживается 5-8 градусов тепла. Когда сотрудник приходит на работу, он использует прямое инфракрасное излучение, согревающее не воздух, а человека. При этом существенно экономится энергия.
Инфракрасное излуч. - это тепло, которое получают от солнца. Проходя огромные расстояния, инфракрасные лучи дают тепло, которое образуется от соприкосновения лучей с поверхностью земли. По тому же принципу действуют инфракрасные нагреватели - согревая человека или другой объект, например растение, они не тратят энергию на согревание воздуха.
Системы инфракрасного обогрева производились только за рубежом. Результатом исследований, проведенных специалистами Российского центра материаловедения и Томского института физики прочности и материаловедения, стала разработка газового нагревателя прямого инфракрасного излучения. Устройство этого прибора на первый взгляд просто - некий элемент, в данном случае металлическая труба, наполненная особым ультрадисперсным порошком, нагревается до температуры 400 градусов, после чего начинает отражать инфракрасное излучение. Нагревание элемента производится сжиганием в нем газа, подаваемого из специальных распределителей. Не вдаваясь в технические тонкости, приведем некоторые расчеты. Например, отопление заводского цеха инфракрасными излучателями позволит в пять раз сократить затраты на отопление. При этом, если отопление не будет круглосуточным, затраты можно сократить так же вдвое.
Институт физики прочности и материаловедения и компания Востокгазпром объединились в совместное предприятие по производству инфракрасных нагревателей.
- Нам удалось договориться, что при проведении газификации того или иного объекта Востокгазпром станет не просто подводить к нему газовую трубу, но будет сдавать отопительную систему под ключ. Соответственно институт станет производить нагреватели на базе опытного цеха. Впоследствии Востокгазпром подключается к достройке двух имеющихся у института цехов, где мы и развернем производство на полную мощь, - говорит академик Панин.
Эффект налицо: импортные нагреватели весьма дорогие, производящиеся в России из импортных же комплектующих - ненамного дешевле. А потенциал томских заводов военно-промышленного комплекса позволяет производить все необходимые комплектующие на месте.
Массовое производство инфракрасных обогревателей так же не начато. Первые опытные образцы испытываются в теплицах совхоза Томский. Пройдет время, и инфракрасные нагреватели будут запущены в серийное производство. Уже есть ряд заказов. В частности, планируется делать уличные нагреватели для нефтяников - в морозные зимы их будут устанавливать вокруг буровой, чтобы люди во время работы не мерзли.

 

Иванкова Евгения, соб. корр. Труда.
Томск.

 

Программа энергосбережения АО МОСЭНЕРГО как инструмент повышения эфф. работы энергосистемы

 

Из выступления В.Ю. Васютинского на III -ей международной выставке „Энергосбережение-2001”

 

14.03.01

 

первопричины энергоемкости производства
Мосэнерго на протяжении всей своей истории постоянно активно занималось энергетической эффективностью своего производства, т.е. энергосбережением. Удельные расходы топлива на производство электроэнергии непрерывно снижались. Так, за период 1960-1995гг они снизились весьма существенно - на 40%.
Но менялись принципы, на которых строилась работа по рациональному использованию энергоресурсов, факторы, с помощью которых можно было влиять на повышение энергоэффективности, и, разумеется, стимулы.
Все предыдущие годы работа по повышению энергоэффективности в МОСЭНЕРГО строилась на четырех основных факторах: развития теплофикации, увеличения доли оборудования с высокими параметрами, улучшения структуры топливного баланса за счет увеличения доли природного газа и скоординированной работы с Единой энергосистемой страны.
Однако, начиная с 80-х годов, положительное влияние этих факторов снизилось, замедлился рост энергоэффективности, а с 1998г. она стала понемногу снижаться.
Основные первопричины этого:
сокращаются объемы теплофикации в Москве в результате экологических ограничений, снижается теплопотребление,
доля оборудования с высокими параметрами (130-240 кгс/см достигла 90% и дальнейшие вводы его существенного прироста экономичности не дадут, в то же время новые технологии за последние 10 лет не были освоены из-за отсутствия инвестиционных средств,
доля газа сначала достигла 93% (близко к предельно возможному значению), а затем наметилась устойчивая тенденция снижения его в топливном балансе,
внутренний резерв тепловой экономичности ТЭС снижен до минимума,
из-за неплатежей на оптовом рынке значительно снизилась передача электроэнергии в другие энергосистемы, что приводит к ухудшению режимов работы наших электростанций, глубоким ночным разгрузкам оборудования, к большим перерасходам топлива. На последнем примере особенно видно, как оптимизация работы энергосистемы по технико-экономическим критериям, в частности по энергоэффективности, вступает в противоречие с оптимизацией по финансово-экономическим показателям.
Прирост эфф. изменялся так: за период 1960-1970гг. удельный расход топлива снижен на 101г/кВт.ч, за период 1970-1980гг. - на 30,2г/кВт.ч, а за следующее десятилетие - только на 1,1г/кВт.ч.
Начиная с 1998г, в Мосэнерго удельные расходы топлива ежегодно увеличиваются в среднем на 5г/кВтч (в 1998г. на 6,4 г/кВтч, в 1999г. на 5,2 г/кВтч, в 2000г. на 4,3г/кВтч).
В основе снижающейся эфф. энергопроизводства лежат известные общеотраслевые проблемы, а не специфические проблемы, связанные с энергосбережением: неплатежи, несовершенная система цен в ТЭКе, низкий уровень инвестиций, несовершенство тарифной системы и учета потребляемой энергии.

 

Программа энергосбережения
Первая программа энергосбережения АО МОСЭНЕРГО была принята в 1998г, основные положения которой в основном выполнены. так же раньше мы работали по программе энергосбережения московского Правительства, в которую неотъемлемой частью входили наши мероприятия. и сейчас основные положения нашей программы включены в региональную программу Москвы. У нас складываются прекрасные деловые отношения с местными властями, особенно в Москве. Все-таки отмечу элемент формализма в этих региональных программах. Включение в нее наших мероприятий практически не влечет за собой ничего, кроме обмена информацией в форме отчетов, так как в настоящее время не есть ни налоговых льгот, ни дополнительных источников финансирования, это все переносится на собственные средства МОСЭНЕРГО. Пора придать этим программам практический смысл.
Необходимость разработки новой программы возникла, во-первых, в связи с требованием РАО по унификации программ, во-вторых, из-за того, что прежняя программа в значительной степени была выполнена, в-третьих, появились новые направления работы. Программа энергосбережения АО МОСЭНЕРГО на 2001-2002гг с перспективой до 2005 и 2010 г.г. предусматривает несколько направлений работы.
1.Проведение обязательных энергетических обследований. В этом мероприятии новое только в слове обязательные. Энергетические обследования проводились всегда: до капремонтов, после капремонтов, с целью анализа первичных показателей и т.д. Поэтому мы, прекрасно знаем свои резервы и возможности по повышению энергетической эффективности. Вопрос только в средствах. Например, внедрение сильфонных компенсаторов в тепловых сетях только за 2000г. позволило снизить расход подпиточной воды на 8,2млн. тонн. Это колоссальная экономия. Казалось бы, нужно быстро заменить все сальниковые компенсаторы на сильфонные. Можно было бы существенно снизить потери, вывести из работы многие водоподготовки, закрыть, наконец, вопрос о нерентабельности централизованного теплоснабжения. Но средств у нас пока хватило только на то, чтобы заменить немного более 30%. И здесь у нас большие надежды на слово обязательные.
Обязательными должныбыть не только сами обследования, но и их результаты, при чем для всех: для обследуемых предприятий, для местных администраций, для Энергонадзора, для Минфина, для налоговой инспекции и даже для РЭКа. Если уж по результатам обследования записано в предписании капиталоемкое мероприятие - это автоматически должно учитываться в тарифе.
К сожалению, пока не создан механизм взаимодействия всех юр. лиц в этом цикле, и финансирования самих этих обследований.
2.Программа технологических мер в производстве и транспорте электрической и тепловой энергии. Здесь предусмотрено все: от беззатратных мероприятий до строительства мощных блоков, от освоения новых типов основного оборудования до внедрения специальных энергосберегающих технологий. Приведу несколько основных примеров.
По газотурбинным установкам: разработка и создание новой мощной ГТЭ-180, технико-экономическое обоснование строительства газовой турбины с впрыском пара в проточную часть МЕС-60 на ТЭЦ-28.
По парогазовым установкам: проект строительства ПГУ-170 на ТЭЦ-27, газотурбинная надстройка на ГРЭС-24.
Из специальных энергосберегающих мероприятий можно назвать детандер-генераторные агрегаты для утилизации давления природного газа, подаваемого на ТЭС, частотно-регулируемые привода, теплонасосные установки.
Наше глубокое убеждение - без массового освоения основного оборудования новых типов все наше энергосбережение будет охватывать не более 10% всех возможностей.
Сейчас в ходу такой тезис, что затраты на энергосбережение в 4 раза меньше затрат на новое капстроительство. И это так. Но всякая истина имеет свою область действия. Для наращивания новых мощностей этим можно руководствоваться, но крайне не желательно до беконечности пытаться что-то сэкономить на старом оборудовании. Нужно настраиваться на крупные инвестиции в новые технологии, искать все возможные источники финансирования. При этом необходимо помнить, что где бы мы ни взяли деньги, возвращать их придется только через тарифы.

 

Оптимизация производства
Следующим направлением программы является оптимизация структуры производства электрической и тепловой энергии, которое предусматривает рациональное и эффективное взаимодействие коммерческих и технических факторов в нашем производстве. все - таки передача в ночное время суток электроэнергии по системе ФОРЭМ в другие энергосистемы страны, находящиеся в других часовых поясах, позволило бы нам существенно сократить удельный расход топлива.
В этом направлении мы предусматриваем ряд работ по повышению качества электроэнергии и оптимизации режимов работы энергосистемы. Раз уж складываются такие неоптимальные отношения с оптовым рынком, мы вынуждены подумать, как оптимизироваться внутри энергосистемы. Это, прежде всего - совершенствование режимов на скользящих параметрах.

 

Работа с потребителями
Программа мер по работе с потребителями. В программе проанализированы вопросы выхода на новый уровень отношений с нашими потребителями. Он включает внедрение средств учета потребления энергии, систему дифференцированных тарифов, систему тарифных меню. Так, в часы пиковых нагрузок электростанций, себестоимость энергии будет выше, чем в ночные часы, когда нагрузка на энергомощности небольшая. Соответственно, потребитель сам может выбирать, в какое время суток ему выгоднее пользоваться энергией. Кроме того, система дифференцированных тарифов ведет к более бережному отношению к потреблению тепло- и электроэнергии.

 

Система интегрированного планирования энергетических ресурсов
Несколько слов должен сказать о системе интегрированного планирования энергетических ресурсов Московского региона. На наш взгляд, с позиции энергосбережения Московского региона, большое значение имеет координированная работа всех структур, входящих в ТЭК, в частности МОСЭНЕРГО, и властных структур региона. Речь идет о подведения баланса потребления всего объема энергии и его производства. Это дало бы нам ясную картину того, каким образом, с учетом каких факторов и мер, в каких объемах можно рационально и эффективно производить и потреблять тот или иной вид энергии. Соответственно это будет иметь прямое отношение к оптимизации работы наших электростанций.
МОСЭНЕРГО уже начало вести работу в этом направлении. В настоящее время она заключается в том, чтобы определить свою роль в системе энергоэффективности Московского региона. В дальнейшем мы намерены привлечь к этой работе другие организации ТЭКа.

 

Фонды энергосбережения
За последнее время активизировалась работа на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Возможно, в ближайшее время Москва и Московская область будут, наконец, иметь законы об энергосбережении, и региональные Фонды энергосбережения.
Региональные фонды могли бы выполнять две важные функции. С одной стороны, они могли бы сами выступать как инвесторы в энергосберегающие технологии, с другой - как гаранты для сторонних инвесторов. эти фонды могли бы сделать энергетическую отрасль инвестиционно соблазнительной.
В заключение, хотелось бы выразить надежду, что в результате реализации наших программ энергосбережения сложится чисто экономическая система заинтересованности потребителей в сбережении энергоресурсов. может быть отпадет необходимость в наших программах.

 

Никто не будет экономить энергию, если она ничего не стоит

 

Из выступления генерального директора АО МОСЭНЕРГО А. Н. Ремезова на 3 заседании пресс-клуба АО МОСЭНЕРГО

 

07.03.01

 

Хотелось бы сразу подчеркнуть, что решение проблемы энергосбережения напрямую зависит от тарифов на энергию. все - таки никто не будет экономить энергию, если она ничего не стоит. Поэтому для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо поднять цены на тепло - и электроэнергию. Только в этом случае потребители начнут ее экономить. В настоящее время в России уровень потребления электроэнергии на производство единицы продукции внутреннего валового продукта на 30 - 60% выше, чем в странах Запада.
Кроме того, на данный момент в нашей стране сложилась такая ситуация, что выгоднее покупать дорогие машины для руководства, чем инвестировать средства в развитие энергосберегающих технологий. По оценкам Минтопэнерго РФ, комплексное использование современных энергосберегающих технологий может позволить получать экономию 30-35% энергетических ресурсов.
В настоящее время государство не обладает централизованными фондами для финансирования программ по энергосбережению. Инвестиции, которые направляются на эти цели, составляют незначительные капиталовложения. Кроме того, их поступление неизбежно ведет к повышению цен на энергию. Поэтому для нас одним из главных способов решения проблемы является постепенное повышение тарифов на нашу продукцию. Эта мера будет иметь двойной эффект. С одной стороны наши потребители будут бережнее относить к использованию тепло- и электроэнергии, с другой - это позволит нам инвестировать собственные средства на развитие энергосберегающих технологий.

 

Источник: www.mosenergo.ru

 



Бюджетирование капиталовложений. Комбинированные источники электроэнергии и тепла Энергосберегающие технологии для городского хозяйства. Новая страница 1. Новая страница 1.

На главную  Управление энергией 





0.0136
 
Яндекс.Метрика