Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

ГОЭЛРО-2

В 16(!) регионах страны объем электропотребления уже превысил исторический максимум. Причем где-то - на проценты, где-то - на десятки процентов, а где-то уже и в разы - как в Дагестане, в Ингушетии, в Чечне.

 

Несмотря на то, что согласно кресту Чубайса (так назвали графическое пересечение существующих энергомощностей и формирующейся необходимости в их потреблении, после которого неизбежно опять начинается энеогодефицит), критическая точка должна была прийтись на 2008 год, в реальности превышение потребления над выработкой энергии началось уже сейчас. А, например, в Москве линии креста Чубайса пересеклись два года назад.

 

Когда возникает дефицит мощностей, необходимо наращивать генерацию. Для такого наращивания нужны деньги. Известно, что российская энергетика проходит в настоящее время через стадию реформирования. В этой связи Анатолий Чубайс попытался увязать два явления: Реформа и инвестиции - они мешают, противоречат друг другу или, наоборот, помогают? Как м. собой эти категории соотносятся и какие выводы необходимо сделать?.

 

опять начинается реформирование, как известно, с разделения монопольного и конкурентного секторов - или, легче говоря, с разделения региональных АО-энерго. Из 72 региональных энергетических холдингов 68 уже завершают разделение. Таким образом, эта работа проведена на 90%.

 

Разделив вертикально интегрированные компании, энергетика получила по отдельности сети, генерацию и диспетчирование. Следующий шаг - консолидация сетей, консолидация диспетчерской компоненты и консолидация генерации.

 

Межрегиональная консолидация генерации, например, на данный момент выполнена на 70%. Уже созданы первые оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК и ТГК): сформированы управленческие команды, консолидированы активы, сформированы балансы, переведены на единую акцию и даже выведены на фондовый рынок. И сейчас их реальную стоимость оценивает рынок.

 

На очереди, может быть, самая сложная часть этапа реформирования - создание системы рынков Необходимо создать пять видов оптовых рынков - каждый со своими составами участников, со своими правилами и процедурами, со своим механизмом ценообразования. Из них три - это рынки электроэнергии» четвертый - рынок системных услуг, пятый - рынок мощности. К этим пяти рынкам нужно создать дополнительно розничный рынок, Создание системы рынков - это, наверное, самая сложная и тонкая задача. Тем не менее, как заверил журналистов Анатолий Борисович, она тоже решена на семьдесят процентов. Стратегическая цель реформы - привлечение инвестиций - остается неизменной. Вместе с тем, организаторы реформ сделали бы ошибку, если бы сказали: «Сначала создадим генкомпании, создадим рынок, реорганизуем РАО ЕЭС России, распустим его, как и предполагали, а после этого генкомпании начнут привлекать инвесторов». Так никак нельзя. И в первую очередь, в силу остроты потребности в инвестициях, их абсолютной неотложности уже в настоящее время. и Анатолий Чубайс заявил: Стратегия реформы неизменна, но тактика ее завершающего этапа корректируется.

 

ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ ВЛОЖИТ БОЛЬШЕ...

 

Суть корректировки в следующем: разворачивать инвестиции необходимо не после завершения реформы (как предполагалось ранее), а в ходе последнего этапа реформы. и сам последний этап и назван инвестиционной фазой реформы.

 

Согласно этой логике, необходимо ответить на гораздо более конкретный перечень внятных технологичных вопросов. А именно: в чем суть концепции инвестирования? Как это инвестирование разворачивать? Каковы источники и объекты для инвестиций? Куда необходимо инвестировать? Каковы конкретные механизмы инвестирования, привязывающие конкретные источники к конкретным объектам? Наконец, каков объем, цифровые параметры и каков, собственно, перечень? Вот без этой конкретики дальше двигаться никак нельзя. Начнем по порядку.

 

Концепция инвестиций является прямым продолжением концепции реформирования. Если в энергетике нужно отделить монопольный сектор (сетиидиспетчирование) от конкурентного сектора (генерация и сбыт), то и в инвестировании необходимо соблюдать тот же принцип. В монопольном секторе энергетики, который должен оказаться под контролем государства в соответствии с логикой реформирования, государству придется выложить большие деньги - ничего другого здесь нет и быть не может, А в конкурентном секторе необходимо привлечь масштабные частные инвестиции в тех объемах, о которых будет идти речь. Т.е. логика инвестиций - прямое продолжение логики реформирования компании в целом. Именно потому, что реформы для инвестиций и проводились.

 

В цифрах эта задача выглядит так. В 2005-2006 гг. суммарный объем инвестиций по РАО ЕЭС измеряется цифрой около 5 млрд. долларов в год. Руководство холдинга уверено, что за 3 года менеджеры обязаны утроить этот объем - с нынешних 5 млрд. подняться до 15 млрд. долларов ежегодных инвестиций. А это, по сути, означает полный переворот в характере действий, в технологиях, в требованиях к директорам, в кадровой политике, в инжиниринге и во множественных других компонентах работы компании.

 

Общая логика такова: бюджетные инвестиции должны направляться в монопольные секторы, частные - в конкурентные секторы.

 

Чтобы контролировать компании монопольного сектора через акционерный капитал, государству необходимо обеспечить инвестиции в эти компании. Например, в Федеральную сетевую компанию (ФСК), в которой, согласно закону, доля государства составит не менее 75%, необходимо вложить 160 млрд. рублей бюджетных финансов. Эти средства пойдут на конкретные инвестиционные проекты ФСК, которые уже на данный момент остро необходимы. Системный оператор (СО) - по той же логике, только цифры существенно меньше. Чтобы в СО в соответствии с законом обеспечить 75% государственного контроля, государству нужно выложить 5 млрд. рублей. Здесь тоже есть конкретный перечень инвестиционных проектов, которые сформированы в РАО.

 

Запрос с этими цифрами подготовлен, сложен в единую логику и по инвестициям, и по источникам, распределен на бюджетную трехлетку. Сейчас он в правительстве России - у министров финансов, экономики и промышленности, и на контроле председателя I. Итогом рассмотрения должно стать Постановление Правительства с трехлетним бюджетным планом.

 

Вторая часть - конкурентная. Прежде всего, речь идет о теплогенерации, в которой на данный момент вырабатывается 2/3 всей электроэнергии в стране.

 

Анатолий Чубайс на состоявшейся конференции заявил: Эту колоссальную ношу, где объем инвестиционных задач уж точно больше, чем по всем остальным частям отрасли, мы полностью снимаем с государства. Мы не запрашиваем у государства эти средства ни в какой форме. Готовы получить их на рынке у частных инвесторов. Но для того, чтобы получить деньги, мы должны выложить весь набор механизмов частным инвесторам, которые для них комфортны и приемлемы, и дать им ответы на десятки вопросов. Ответы у нас есть уже на данный момент.

 

ИНВЕСТИЦИИ должныбыть ГАРАНТИРОВАННЫМИ

 

Подготовлены четыре конкретных механизма привлечения частных инвестиций в тепловую генерацию. Первый (самый значимый и самый масштабный) - это выпуск и размещение дополнительных эмиссий акций новых компаний, ОГК и ТГК.

 

Генкомпании к этому готовы, и рынок остро заинтересован в этом механизме. При этом инвестору предлагается примерно следующий план действий: вот генкомпания, в которой будет выпущено акций дополнительно на 25% или даже на 51 % (вплоть до контрольного пакета). стоимость рыночная, значит ее определяет фондовый рынок. Все, что будет вложено для покупки этих акций, пойдет на конкретные инвестпроекты. Этот механизм так же называют IPO («ай пи о»).

 

Второй способ называется механизм гарантирования инвестиций. Он одобрен Постановлением Правительства в декабре прошлого года. Это отдельная процедура, специально разработанная в РАО для того, чтобы стимулировать финансовые вложения. В рамках этой процедуры подготовлен перечень проектов генерации на 2850 МВт. Он утвержден в мае 2006 года. В него входят шесть конкретных проектов, по которым скоро состоятся тендеры. Они пройдут предположительно в третьем квартале 2006 года.

 

Третий механизм тоже становится реальным - прямые и частные инвестиции. Есть инвесторы, которые в на данный моментшнюю реформированную энергетику готовы вкладывать сотни миллионов долларов для ввода новых мощностей.

 

Ну и, наконец, четвертый механизм - классическое проектное финансирование. В Правлении РАО ЕЭС России считают, что ТГК и ОГК способны значительную часть финансирования привлекать не за счет капитала, полученного от инвесторов, а за счет кредитов (или банков). Это колоссальный ресурс, который можно использовать. Он появился благодаря тому, что реформа позволила создать самостоятельные генерирующие компании. Об этом же шла речь на недавнем совещании руководства российского энергохолдинга с генеральными директорами АО-энерго. На нем была сформулирована задача. Ее суть Анатолий Чубайс определил следующим образом: Те, кто готовит компанию к допэмиссии и IPO. -молодцы. Готовьтесь, продвигайтесь. Но это не означает, что остальные сидят и ждут у моря погоды! Немедленно разворачивать масштабный цикл должен каждый генеральный директор по каждой генкомпании. Если не IPO - значит, кредитный рычаг, проектное финансирование. Положи на стол стратегию, положи на стол баланс трех-пяти лет, положи на стол перечень источников кредитования. Дай свою оценку объемов кредитов, которые можешь поднять, и перечень проектов, которые начнешь финансировать за этот счет. Считаю, что и здесь у нас есть колоссальная возможность, которая вскрыта, повторяю так же раз, благодаря проведенной части реформы. Это четвертый механизм для тепловой генерации.

 

Исходя из этой логики, председателем РАО утвержден перечень генкомпаний для проведения допэмиссии. В него вошли девять компаний, девять ТГК. Из этих девяти кандидатов Совет директоров РАО будет отбирать уже те, где начнется практическая реализация задуманного. Причем каждый проект допэмиссии - это не просто проект поручения денег, а в первую очередь конкретные новые станции. Например, по всем девяти генкомпаниям утверждены проекты в целом на 7180 MB.

 

РЕФОРМА ЭНЕРГЕТИКИ ПОМОЖЕТ УДВОИТЬ ВВП

 

Все, о чем говорилось выше, есть как бы внутри энергетики, внутри энергетической логики: спрос, потребление, инвестиции и т.д. Вместе с тем, решение задач такого масштаба окажет принципиальное влияние на всю экономику нашей страны. Все эти миллиарды, проходя через энергетику, направятся дальше в технологически связанные отрасли. В электротехническую промышленность, энергомашиностроение, энергостроительный комплекс и так далее... Самая первая и очевидная вещь - это снятие ограничений на рост ВВП. К сожалению, крайне не желательно не признать, что дефицит электроэнергии (точнее дефицит энергомощностей) уже сейчас стал реальным ограничением для роста экономики в ряде регионов страны. Это, к сожалению, факт.

 

Программа, безусловно, дает мощнейший импульс российскому энергомашиностроению. В настоящее время в российской энергетике около 70% всего оборудования российское или советское. и РАО приобрело пакет акций отечественной компании Силовые машины. так же недавно Силовые машины стоили около 400 млн. долларов. Вскоре после покупки акций энергетиками стоимость компании составила 950 млн. долларов, значит ее капитализация увеличилась более чем в два раза. Дальнейшая задача энергохолдинга не перепродать акции и получить быстрые деньги, а выстроить цикл развития компании. Силовые машины будут ориентироваться на спрос, который энергетика (размещая заказы) и создаст, таким образом, ожидаемые инвестиции пойдут на создание нового технологического уровня в российском энергомашиностроении. Второй шаг развития всей экономики через энергетику - электротехническая промышленность. И здесь появляются новые возможности у десятков российских предприятий. РАО готово загрузить их живыми заказами.

 

Дальше - энергострой, проектный комплекс, инжиниринг... Колоссальные ресурсы будут направлены туда. Если 4-5 лет назад главной проблемой в отраслевых проектных институтах было погашение задолженности по зарплате, то на данный момент здесь другая проблема - как удержать людей от переманивания их частным бизнесом. В этой сфере уже очевидное оживление, а в ближайшее время ожидается кратный рост объема заказов и объема требований. Эта сфера разворачивается для того, чтобы принять на себя колоссальный объем задач.

 

так же одним объектом для активного взаимодействия и развития с помощью реформирования энергетики должна стать отечественная научная база. Недавно председатель Правления РАО «ЕЭС России» подписал с президентом Академии наук соглашение о разворачивании совместной работы. Российской энергетике сейчас нужна поддержка фундаментальной науки, ученых, которые в этой сфере являются признанными мировыми авторитетами, для того чтобы заложить в реализуемую инвестиционную программу абсолютно новую технологическую базу.

 

Если подвести краткий итог состоявшейся конференции, то стоит, отметить: именно российская энергетика, которая находится сейчас на завершающей стадии реформирования, должна и может стать тем основным локомотивом, который при правильной стратегии сможет вывести страну на принципиально более высокий уровень. В эту стратегию вписываются задачи по созданию новых рабочих мест, толчок к формированию современных подходов в создании фундаментальной науки и, наконец, развитие предприятий реального сектора экономики. А потому неслучайно представители руководства РАО ЕЭС России называют последний этап реформирования энергетики ГОЭЛРО-2...

 



Из истории первого провинциального водопровода России. Новая страница 1. Инициативы и планы Дании в области знергоэфективности и возобновляемых источников энергии. Пояснительная записка к проекту.

На главную  Управление энергией 





0.0276
 
Яндекс.Метрика