Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Восточная энергосервисная компания

факс: (8-061 33-15-75
E-mail: root@ecosys.zssm.zp.ua

 

г.Запорожье, июль 1998 г.

 

Введение

 

Настоящая записка подготовлена компанией «ЭСКО-ВОСТОК» в инициативном порядке, как итоговый документ деятельности компании в составе Рабочей группы по энергосбережению и энергоэффективности за период с февраля 1997 г. по июль 1998 г.

 

В записке приведен перечень инициатив компании «ЭСКО-ВОСТОК», оценка необходимости новой стратегии Рабочей группы на последующий период, предложения в итоговый документ рекомендаций, и предложения по механизму презентаций правительству, законодательным органам, СМИ и общественности Украины.

 

Записка носит рекомендательный характер и отражает точку зрения только компании «ЭСКО-ВОСТОК».

 

1.Состав инициатив компании «ЭСКО-ВОСТОК», предложенных к рассмотрению на заседаниях Рабочей группы

 

1.1.Анализ состояния энергосбережения в Украине на начало 1997 года

 

Предложены материалы критического анализа положения дел в энергосбережении Украины, дана оценка бездейственности и декларативности существовавшей государственной политики энергосбережения.

 

Предложено сконцентрировать внимание Рабочей группы на следующих аспектах:

 

создание действенных стимулов к энергосбережению в базовых сферах хозяйствования

 

государства на основе реформ правовых и законодательных норм;

 

усиление региональной направленности политики энергосбережения в Украине;

 

уменьшение административных барьеров;

 

«демонополизация» энергосбережения со стороны государства, развитие частного бизнеса энергосбережения, в том числе, движения ЭСКО.

 

Предложено создать при Рабочей группе юридическую подгруппу для выработки рекомендаций по уменьшению экономических, законодательных, сертификационных, лицензионных, налоговых и таможенных препятствий развитию частного бизнеса энергосбережения в Украине.

 

1.2.Принцип «самоинвестирования» программ энергосбережения.

 

Предложен механизм «самоинвестирования» программ энергосбережения потребителей и производителей энергии из средств, полученных от фактической экономичности платежей за энергоресурсы, полученной в результате внедрения первоочередных и малозатратных энергосберегающих мероприятий.

 

Протекционистская политика государства должна выражаться в льготном стартовом кредитовании межотраслевых программ энергосбережения на начальном этапе, и в виде налоговых льгот субъектам рынка энергосбережения, отечественным и зарубежным инвесторам этих программ, при условии вложения средств в развитие программ энергосбережения.

 

Предусмотрен механизм государственного контроля за нецелевым использованием средств потребителей энергии, облагаемых льготами по налогам.

 

1.3.Проект «Добровольного ограничения потребления электроэнергии в пиковые зоны суток»

 

С целью снижения аварийности в энергосистеме Украины, снижения непроизводительных затрат топлива и увеличения ресурса основного оборудования на электростанциях, и снижения платежей потребителей электроэнергии компанией «ЭСКО-ВОСТОК» предложен, как пилотный для Украины, проект «Добровольное ограничение потребления электроэнергии в пиковые зоны суток» в регионе Запорожской области.

 

Целью проекта является вывод мощностей потребителей региона (» 200 МВт) из пиковых зон, отработка технических, организационных и экономических аспектов программы, снижение платежей потребителей (» на 20 млн. долларов в год), совершенствование нового тарифа, дифференцированного по зонам суток.

 

Реформа Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»

 

Предложено выделить прибыль от энергосбережения отдельно в балансовой прибыли предприятий, энергосбережение выделить в особый вид хозяйственной деятельности, пользующийся поддержкой со стороны государства.

 

Предложены также, на основе механизма «самоинвестирования» особые условия налогообложения прибыли предприятий, полученной в результате фактической экономичности энергоресурсов, при условии целевой направленности сэкономленных средств в дальнейшее развитие собственных программ энергосбережения.

 

Предложены также особые условия налогообложения прибыли, направляемой на развитие энергосбережения для отечественных и зарубежных инвесторов, и предприятий, занятых разработкой, производством и внедрением энергосберегающей техники и технологий.

 

Приведены материалы расчетного анализа, доказывающие, что реформа Закона не уменьшает поступлений по налогам с бюджет.

 

1.5.Реформа Закона Украины «Об энергосбережении»

 

Приведена записка с анализом сущности Закона и доказательства его нерыночного характера. Приведены доказательства невозможности применения норм Закона в практике энергосбережения.

 

Предложены поправки к Закону, позволяющие изменить его качество для практического применения на основах рыночной экономики.

 

Приведен аналитический анализ законодательных норм по энергосбережению Российской Федерации и Украины.

 

Показано отставание Украины в развитии законодательных и правовых норм энергосбережения.

 

1.6.Изменение политики энергосбережения Украины на основе усиления ее региональной направленности

 

Приведена записка с анализом негативного воздействия на развитие энергосбережения в Украине гиперцентрализованного административного механизма управления энергосбережением, приведена негативная оценка Постановления КМ Украины №163 от 1996 года о создании Государственного фонда энергосбережения, что лишило действенности и правовых основ региональные структуры управления энергосбережением и структуры в местных органах самоуправления.

 

Показана подмена регулятивных функций на функции прямого управления энергосбережением из центра, что привело к фактическому увеличению административных барьеров на пути развития энергосбережения в Украине.

 

Предложен проект Постановления КМ Украины «О развитии и стимулировании региональной направленности государственной политики энергосбережения и энергоэффективности Украины в базовых сферах хозяйствования».

 

Предложена реформа Госкомитета по энергосбережению Украины на основе создания Национальной комиссии по регулированию энергоэффективности, наподобие НКРЭ, с выводом из структуры КМ Украины и подчинением Президенту Украины.

 

Предложены механизмы развития сектора частного бизнеса энергосбережения на основе малых и средних предприятий по типу ЭСКО во всех базовых регионах Украины.

 

1.7.Проект «Рациональное использование газа»

 

Предложен проект межотраслевой программы «Рациональное использование газа», реализуемый в регионе Запорожской области, как пилотный для Украины.

 

Основой проекта является одномоментное сочетание мер административного принуждения и мер экономического стимулирования рационального использования газа во всех базовых сферах хозяйствования, в т. ч:

 

переход на границах коммерческого учета на приборы с классом точности 1.0;

 

установка на узлах учета регуляторов давления и отсечных клапанов для обеспечения

 

автоматического ввода в действие лимитных и режимных ограничений;

 

переход в оплате за газ на дифференцированные тарифы, стимулирующие его рациональное

 

использование;

 

снижение безоплатного отпуска газа на основе ввода лимитных ограничений его потребления

 

при неуплате;

 

снижение бюджетной задолженности региона за газ путем создания компьютерной системы

 

учета расхода газа, контроля движения денежных средств и контроля небалансовых характеристик

 

на границах раздела области, городов и крупных предприятий.

 

Приведены финансовые и организационные схемы обеспечения развертывания программы.

 

1.8.Проект «Ввод в действие системы расчетов за электроэнергию и газ на основе предоплаты»

 

Приведены записи о вводе в действие системы расчетов за электроэнергию и газ на основе предоплаты для бюджетных и коммерческих организаций, жилищного сектора и сектора малых предприятий в регионе Запорожской области.

 

Этот проект предлагается, как пилотный, для Украины и предназначен для снижения неплатежей за газ и электроэнергию в розничной сфере потребления энергоносителей.

 

Предложено организационное и техническое обеспечение ввода в действие программы.

 

Оценка необходимости новой стратегии деятельности Рабочей группы по энергосбережению и энергоэффективности на период 1999-2000 гг.

 

2.1.Критический анализ предыдущего периода развития энергосбережения в Украине

 

Развитие энергосбережения в Украине в период 1994-1998 г.г. носило административный характер на основе деклараций и мер принуждения субъектов хозяйствования к рациональному использованию энергоносителей.

 

Отсутствие инфраструктуры частного бизнеса энергосбережения, отсутствие действенных стимулов к энергосбережению для субъектов хозяйствования и населения Украины при спаде производства, постоянном росте цен на энергоносители и свертывании дотаций привели к углублению энергетического кризиса.

 

На этом фоне постоянно наращивается вертикаль управления энергосбережением из государственных структур, монополизируя эту важнейшую для страны сферу деятельности и создавая все больше административных барьеров на пути нормального развития энергосбережения в Украине.

 

Деятельность Рабочей Группы в 1997-1998 г.г. отражала вышеуказанные реалии «административного» развития энергосбережения в Украине, сконцентрировав основное внимание членов Рабочей Группы на преодоление препятствий и барьеров, которые последовательно создавались искусственно.

 

Стратегия борьбы с «ветряными мельницами» нам представляется ошибочной и не способствующей нормальному развитию энергосбережения в Украине.

 

Доказательством другого пути служит опыт развития энергосбережения в Польше - при минимальном вмешательстве государства развитие частного бизнеса энергосбережения на основе конвергенции интересов этих структур с местными органами самоуправления и государственными органами регулирования энергосбережения и энергоэффективности.

 

2.2.Предложения по новой стратегии деятельности Рабочей Группы

 

2. Необходимость декларации намерений

 

Представляется необходимым презентация деятельности Рабочей Группы (РГ) и ее рекомендаций на последующий период для:

 

правительства Украины;

 

Верховного Совета Украины;

 

средств массовой информации;

 

общественности Украины.

 

На наш взгляд это должно носить характер рекомендаций РГ и декларации намерений ее деятельности на период 1999-2000 г.г.

 

Очень важными представляются симметрирование проблем энергосбережения и экологии и механизмы преодоления экономического и энергетического кризиса в Украине.

 

2.2.2.Элементы новой стратегии РГ

 

Для дискуссии предлагаем основные тезисы новой стратегии РГ:

 

избегание противостояния с государственными структурами управления энергосбережением в

 

Украине, прекращение борьбы с «ветряными мельницами»;

 

изменение направленности инвестиций, в т.ч. в рамках технической помощи Запада развитию

 

энергосбережения в Украине - от поддержки глобальных программ, реализуемых государственными

 

структурами под гарантии правительства к региональным проектам, поддерживаемым местными

 

органами власти и муниципалитетами, структурами частного бизнеса энергосбережения (в т.ч.

 

ЭСКО), коммерческими банками и страховыми компаниями Украины;

 

поддержка развития движения ЭСКО на основах частного бизнеса и рыночной экономики и

 

конкуренции, развитие информационной структуры энергосбережения и целевых региональных

 

программ и пилотных проектов;

 

развитие частных и смешанных (частных и муниципальных) фондов энергосбережения, как

 

катализаторов развития энергоэффективности в регионах;

 

интеграция и перенос опыта Польши в развитие энергосбережения Украины на основах малого

 

предпринимательства и рыночных принципов; развитие движения ЭНЕРДЖИ СИТЕ и объединение

 

движения за энергоэффективность хозяйствования малых и средних городов ЕС, Польши и

 

Украины;

 

поддержка реформирования электроэнергетики Украины и перенос полученного опыта в газовую

 

и тепловую энергетику, в т.ч. в малую энергетику;

 

поддержка муниципальных проектов энергосбережения в пилотных регионах Украины, создание

 

демонстрационных зон высокой энергетической эффективности;

 

налаживание партнерства с крупными промышленными компаниями Запада, создание СП на

 

направлениях потенциальных рынков сбыта энергосберегающей техники и технологий в Украине;

 

разработка и законодательное укрепление механизмов гарантий возврата средств, вложенных в

 

энергосберегающие проекты и программы для отечественных и зарубежных инвесторов;

 

2.2.3.Выводы

 

Деятельность РГ в последующие периоды необходимо изменить в пользу:

 

развития рыночных механизмов энергосбережения;

 

перехода от государственного управления энергосбережением к государственному регулированию в сфере энергосбережения;

 

развития инфраструктуры малого и среднего частного бизнеса энергосбережения;

 

законодательного укрепления инвестиционных механизмов энергосбережения и гарантий возврата вложенных средств;

 

развития информационного обеспечения энергосбережения и создание инфраструктуры;

 

заимствования опыта Польши, стран Восточной Европы и ЕС в развитии энергосбережения.

 



Энергосбережение должно стать ключевым направлением развития экономики России. Из истории первого провинциального водопровода России. Новая страница 1. Инициативы и планы Дании в области знергоэфективности и возобновляемых источников энергии.

На главную  Управление энергией 





0.0093
 
Яндекс.Метрика