Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Возобновляемая энергетика и Киотский цикл

Как известно, сторонами Конвенции являются 185 стран мира, условно разделенные на две группы : страны с переходной экономикой, в тому числе и Украина, и развитые страны. Киотский протокол вступит в силу после его ратификации не менее чем 55 сторонами Конвенции, в целом ответственными за 55% объемов выбросов парниковых газов.

 

По состоянию на конец 2002 года протокол ратифицировали более 90 стран, в тому числе все члены Европейского Союза с общим объемом выбросов около 37%. В то же время США, Россия, Украина, Австралия и так же более сорока стран до сих пор не ратифицировали протокол и, соответственно, не обеспечили правовую базу для его реализации. Российская Федерация (объем ее выбросов составляет 17% от мирового) объявила о намерении ратифицировать Киотский протокол в ближайшее время, что фактически автоматически обеспечит начало его глобального правового действия.

 

Хотя США и отказались от ратификации протокола, имея долю выбросов порядка 24%, в своем бюджете они предусмотрели затраты в объеме $4,5 млрд. на решение проблемы борьбы с негативными изменениями климата. Кроме того, с этими же целями $220 млн. выделяются на помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой.

 

Существует несколько причин задержки в принятии на государственном уровне решения относительно целесообразности ратификации Киотского протокола. Кроме чисто политических обстоятельств, связанных с особенностями взаимоотношений м. странами-участниками Конвенции, правительство каждой страны щепетильно анализирует существующие и возможные в будущем политические, экономические и экологические проблемы и последствия той или иной степени участия в Киотском цикле.

 

Так, осторожная позиция Украины при подготовке к ратификации протокола Верховной Радой объясняется как в целом неэффективностью всего законодательного цикла в условиях политического кризиса, так и сомнениями министерств и ведомств экономически-промышленного блока относительно общей целесообразности продажи квот на выбросы парниковых газов (статья 17 протокола) на современном этапе развития экономики Украины.

 

Аргументация “против” базируется на сомнениях относительно возможности Украины сохранить в будущем общий объем выбросов на задекларированых уровнях 1990 года.

 

Хотя, например, по расчетам специалистов института общей энергетики НАН Украины , объем этих выбросов в Украине принципиально не может превысить указанные ограничения в ближайшие 20-25 лет.

 

Согласно прогнозным оценкам, изложенным в недавнем обзоре “Зеленая Книга Европейского товарищества по вопросам энергии”, нет надежды на наиболее простой и малозатратный путь общего уменьшения выбросов диоксида углерода – экстенсивное падение производства и потребления энергии.

 

В Европе прогнозируется увеличение фактически на сорок процентов объемов потребления энергии во всяком случае до 2030 года, что обусловлено как общим расширением Европейского товарищества, так и стремлением к дальнейшему возрастанию и без того весьма высокого уровня жизни. При этом европейцев неизбежно ожидает утрата “энергетической независимости”: прогнозируемое на период после 2020 года уменьшение производства энергии собственным энергокомплексом, который в 2030 году будет удовлетворять энергетические потребности европейских стран только на 35-40 процентов.

 

Такая энергетическая стратегия обернется для Европы возрастанием объемов выбросов парниковых газов, что и объясняет одну из главных причин настойчивого лобирования странами Европейского товарищества Киотского цикла и относительно быстрое прохождения процедуры ратификации Киотского протокола. Следствием негативных изменений климата является не только разрушение окружающей среды, но и быстро возрастающий риск для мировой экономики.

 

В докладе Экологичной Программы ООН отмечается, что экономические потери от стихийных бедствий, вызванных ухудшением климатических условий, в ближайшие десять лет достигнут $150 миллиардов ежегодно. Кроме того, ожидаются значительные изменение в системе страхования имущества на случай стихийных бедствий : страховые компании не соглашаются с большим уровнем рисков.

 

на на данный момент, Киотский цикл фактически является относительно новой и эффективной долгосрочной формой международных инвестиций в энергетику, “технологией” распределения обширных финансовых потоков. Кроме того, это и вложение денег в потенциальные возможности иметь уже в недалеком будущем правовое обеспечение развития собственной экономики, которое обязательно сопровождается энергетическими затратами.

 

Наиболее приемлемым механизмом реализации положений Киотского протокола в Украине является, по-видимому, внедрение так называемых проектов совместного выполнения (статья . Помимо чисто энергетической направленности, тематика таких проектов может быть весьма обширной: например, расширение площадей лесных насаждений, уменьшение объемов выбросов на транспорте, распространение технологий непосредственного улавливания и утилизации парниковых газов.

 

Энергетические проекты могут быть посвящены энергосбережению и, соответственно, снижению объемов потребления энергии, реконструкции энергогенерирующих объектов и распространению технологий возобновляемой энергетики. Хорошо известно, что 94% всего количества двуокиси углерода, поступающего в атмосферу благодаря антропогенной деятельности, производят объекты энергетики.

 

В настоящем страны Европейского союза покрывают 5,6% своей энергетической потребности за счет возобновляемых источников, планируя довести этот показатель к 2010 году до 12% и, соответственно, снизить объем выбросов на 402 млн. тонн в год.

 

Место возобновляемой энергетики в Киотском цикле определяется объемом перспективных проектов совместного выполнения, непосредственно направленных на реальное внедрение в энергетические системы ряда стран объектов ветровой, солнечной, геотермальной энергетики, внедрение современных технологий использования различных видов биомассы и малой гидроэнергетики, принципиально не дающих вредных газовых выбросов.

 

По оценкам отечественных экспертов, Украина имеет значительные возможности снижения объемов выбросов парниковых газов (до 80 млн.тонн в год) за счет технически доступного энергетического потенциала возобновляемых источников энергии .

 

Очень важной задачей с экономической, экологической и, наконец, политической сторон является создание условий быстрейшей реализации этого потенциала.

 



Чтобы не вылететь в трубу. Что нового в украинских нормах п. Российские и зарубежные научные фонды и программы. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику.

На главную  Управление энергией 





0.0051
 
Яндекс.Метрика