Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Регулирование стоимости тепла -

начальник отдела коммунальной энергетики,
член правления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области

 

Со времён плана ГОЭЛРО и электроэнергетического скачка тридцатых годов ХХ века в нашей стране осталось не преодолённым отношение к тепловой энергии для нужд теплоснабжения как к чему – то сугубо вторичному в сравнении с электроэнергией. То, что проблеме теплоснабжения не уделялось и не уделяется достаточно внимания, свидетельствует и отсутствие в Министерстве энергетики и электрификации СССР специального подразделения, ответственного за теплоснабжение страны, и отсутствие таких подразделений в существующих федеральных структурах (Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам, Федеральном агентстве по строительству и жилищно – коммунальному комплексу и т. п.).

 

С большим сожалением приходится констатировать тот факт, что всеми «заинтересованными лицами» рассматриваются вопросы реформирования, если так можно выразится, «электрической» составляющей энергетики. При этом преобразования в сфере теплоснабжения проходят «сами по себе», особого внимания со стороны инициаторов реформ им не уделяется. А все - таки мы живём в Сибири. Бесперебойное, надёжное и качественное снабжение тепловой энергией потребителей – чрезвычайно сложная и ответственная задача энергетиков. Их работа в этой сфере напрямую связана с обеспечением комфортности проживания людей и нормальной работы промышленных предприятий.

 

Современное состояние систем коммунального теплоснабжения и очевидная необходимость их совершенствования вызвало, в последнее время, появление нескольких концепций реформирования систем городского теплоснабжения России. Под эгидой Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации в 2006 году вновь начата работа над проектом Закона о теплоснабжении. но есть опасения, что инициаторы и авторы всех этих нужных, в целом, документов не имеют полного представления о современных условиях жизни в сибирском климате, а так же о сопутствующих опасностях и угрозах. В этих концептуальных документах проглядываются ведомственные притязания, включая интересы в сфере доходов и прибылей от теплоснабжения, порождённые новыми экономическими взаимоотношениями. Считаем, что разработка вышеуказанных документов должна вестись с максимальным учётом мнений региональных структур, связанных с функционированием систем теплоснабжения и их тарифным регулированием.

 

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области считает, что регулирование тарифов на тепловую энергию является одной из важнейших задач в деятельности комиссии и одним из основных факторов, обеспечивающих надёжное и качественное теплоснабжение потребителей. Свою основную функцию РЭК видит в достижении баланса интересов, как потребителей, так и производителей энергии. И для этого имеются все возможности, поскольку комиссия укомплектована квалифицированными специалистами в области энергетики, экономики и права, имеющими большой опыт практической работы. Это особенно актуально в период начавшейся реформы энергетической отрасли страны.

 

Потребительский рынок Кузбасса в тепловой энергии обеспечивается 8 электрическими станциями и пиковой водогрейной котельной ОАО «Кузбассэнерго», 2 промышленными блок - станциями, а так же 234 ведомственными и 969 муниципальными производственно-отопительными и отопительными котельными. Общий объём пост * тепла потребителям составляет практически 33 млн. Гкал.

 

ТЭЦ и ГРЭС ОАО «Кузбассэнерго» частично обеспечивают тепловой энергией 5 городов Кузбасса. Большинство потребителей области получают теплоэнергию от муниципальных и ведомственных котельных, а так же промышленных блок – станций. аналитический анализ объёмов реализации продукции на рынке тепловой энергии Кемеровской области за период 2004 – 2006 (план) годы выявил тенденцию постоянного снижения этого показателя (в натуральном выражении) по станциям ОАО «Кузбассэнерго» и промышленным блок – станциям, в то же время котельные различных форм собственности, за аналогичный период, увеличили поставку тепла потребителям. В настоящее время практически половина тепла в Кемеровской области (или 16 млн. Гкал) вырабатывается на котельных.

 

И в этом секторе энергетики ситуация является наиболее тяжелой, поскольку основу коммунальной теплоэнергетики области составляют котельные малой мощности и тепловые сети постройки 50–70 – х годов прошлого века. Из-за значительного износа сетей весьма высоки в них нормативные потери, фактический уровень потерь превышает 35 %.

 

Сложное финансовое положение теплоснабжающих предприятий, неплатежи за потребленное тепло не позволяют своевременно производить замену изношенного оборудования на котельных и тепловых сетях, а результат наблюдаем или ощущаем каждую зиму в каком-либо городе или посёлке. В Кузбассе положение усугубляется так же и тем, что в ходе реструктуризации угольной промышленности и закрытия ряда шахт, в муниципальную собственность были переданы котельные и тепловые сети, ранее находившиеся в ведении угледобывающих предприятий. Котельные и сети, в основном, отданы в неудовлетворительном техническом состоянии, но материально–технические и ремонтные базы вместе с ними переданы не были. И это тоже, в какой-то степени, влияет на тарифы. все - таки тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципальными и ведомственными котельными, как минимум в полтора, а то и более раз, больше, чем тарифы от теплоисточников ОАО «Кузбассэнерго».

 

Казалось бы, складывается замкнутый круг: высокие тарифы приводят к росту неплатежей потребителей, а низкие тарифы – лишают теплоснабжающие предприятия необходимых денежных средств для нормального функционирования. На первый взгляд, ситуация тупиковая и, вроде бы решения нет.

 

Учитывая то влияние, которое высокая стоимость коммунальных услуг (в том числе теплоснабжение и горячее водоснабжение) оказывает на социальную стабильность в регионе, губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев потребовал навести порядок в этой сфере и начать работу по экономичности народных средств. все - таки крайне не желательно забывать о том, что платежи за тепло и горячую воду в среднем составляют более 50 % в квартирной плате кузбассовцев.

 

Многие теплоснабжающие предприятия Кузбасса, в тесном сотрудничестве со специалистами РЭК и Администрации Кемеровской области, проводят техническую и экономическую политику, направленную на существенное снижение издержек производства и распределения тепловой энергии, уменьшение себестоимости вырабатываемого тепла несмотря на увеличение стоимости топливно – энергетических ресурсов, транспортных расходов и т. п. Это положительно сказывается как на экономическом состоянии этих предприятий, так и на стабильности социально – экономической обстановки в городах и районах области.

 

В то же время, достаточно большое количество теплоснабжающих предприятий области пытаются решить свои проблемы за счёт потребителей. В тарифы на тепловую энергию пытаются заложить и бесхозяйственность, и собственное неумение нормально работать, да и что греха таить, и воровство. но у специалистов РЭК достаточно квалификации и опыта работы в энергетике для того, чтобы выявить эти негативные явления и исключить их из утверждаемых тарифов.

 

Работа по тарифному регулированию проводится не только в кабинетах, но и с выездами на предприятия, во время которых проверяются реальные расходы тепловиков. В случае необходимости к этой работе подключаются энергоаудиторские организации, выявляющие нерациональные расходы топливно–энергетических ресурсов при помощи инструментальных обследований.

 

В цикле тарифного регулирования РЭК сотрудничает с администрациями городов и районов области, депутатами органов местного самоуправления, работниками профсоюзных организаций прекрасно знающими обстановку на местах.

 

Отдельно хотелось бы коснуться практики сотрудничества с депутатами местных советов. Не секрет, что установленные законодательными органами муниципальной власти нормативы потребления тепла и размеры платежей населения за услуги отопления и горячего водоснабжения далеко не соответствуют экономически обоснованным тарифам. Это приводит к тому, что теплоснабжающие предприятия недополучают денежные средства, заложенные в тарифах, что существенно осложняет их финансовое состояние. В ходе тарифного регулирования 2005 года РЭК Кемеровской области привлекала депутатов к участию в экспертных рабочих группах по рассмотрению тарифов на тепловую энергию. И это, по нашему мнению, дало значительный положительный результат. Во множественных муниципалитетах рассмотрение вопросов, связанных с тарифообразованием, перешло из политической плоскости к нормальным экономическим циклам.

 

Расходы на выработку и распределение тепловой энергии всех теплоснабжающих предприятий области рассматриваются на заседаниях экспертного совета РЭК, в состав которого входят как специалисты энергетики, так и представители Администрации Кемеровской области, Федеральной антимонопольной службы, учёные Кузбасских ВУЗов.

 

Вместе с тем, хотелось бы заострить внимание на проблемах, обусловленных изменениями в нормативно – правовых документах, с которыми РЭК Кемеровской области столкнулась в 2006 году и которые существенно осложнят цикл регулирования тарифов на 2007 и последующие годы. Их можно условно разделить на 2 блока.

 

Проблемы, связанные с изменением федерального законодательства в сфере регулирования стоимости жилищно – коммунальных услуг. В связи с реализацией норм Федерального закона от 30 декабря 2004 № 210 – ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федерального закона от 26 декабря 2005 № 184 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации Федеральной службой по тарифам с 01.01.2006 введено установление предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными (приказ ФСТ России от 29 декабря 2005 № 853 – э/ . В связи с этим возникают следующие вопросы:

 

· как совместить принцип экономической обоснованности, закреплённый в 41 – ФЗ с процедурой установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию;

 

· каким образом учитывать выпадающие доходы 2005 года, обусловленные ростом цен на топливо, услуги водоснабжения и водоотведения, регулируемые муниципалитететами, превышающим параметры, определённые МЭРТ РФ, в условиях ограничения роста тарифов;

 

· как учитывать уровень оплаты труда, закреплённый в Отраслевом тарифном соглашении по организациям жилищно – коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации, при тарифном регулировании, если учитывать, что фактический уровень оплаты труда работников теплоэнергетических предприятий, как минимум, в два раза ниже.

 

Проблемы, связанные с реализацией приказов Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, касающихся организации работ по рассмотрению и утверждению нормативов удельных расходов и запасов топлива, потерь тепловой и электрической энергии при их передаче по сетям (№ 3 от 13.01.2006, №№ 265, 267, 268, 269 от 4.10.200 . В указанных документах, а так же в соответствии с совместным письмом Минпромэнерго РФ и ФСТ, утверждение указанных нормативов возможно после прохождения процедур, предусмотренных в системе РИЭР. В связи с эти возникают следующие вопросы:

 

· установленные сроки сертификации параметров, отражённых в приказах Минпромэнерго РФ, не позволяют качественно выполнить все указанные работы;

 

· не определён размер и отсутствуют источники финансирования процедур сертификации по системе РИЭР;

 

· в настоящее время отсутствуют:

 

o утверждённые в надлежащем порядке методики проведения энергетических обследований;

 

o рекомендованные Минпромэнерго РФ и МАЭН программные комплексы по расчётам параметров, подлежащих сертификации по системе РИЭР;

 

o региональные центры по обучению экспертов организаций, заинтересованных в добровольной сертификации РИЭР;

 

· как увязать принцип добровольности сертификации в системе РИЭР с приказами Минпромэнерго РФ? Если организация – поставщик ТЭР по каким либо причинам откажется от проведения сертификации по системе РИЭР и обратится напрямую в Минпромэнерго РФ, то будет ли это обращение легитимным и какова процедура рассмотрения расчётно – обосновывающих материалов в этом случае?

 

· как демонстрирует практика, реальные расходы ТЭР на выработку энергии и потери в сетях существенно выше величин, учтённых в тарифах на энергию, утверждённых в цикле государственного регулирования. Как поступать в том случае, если экспертами и органом сертификации РИЭР будут сертифицированы обоснованные расходы ТЭР и уровень потерь в условиях ограничения предельных максимальных уровней тарифов на энергию со стороны ФСТ России?

 

В настоящее время все вышеуказанные изменения вступают в противоречия друг с другом. Требуется согласованная работа федеральных и региональных органов власти для того, чтобы, при их применении, не допустить значительного роста тарифов на тепловую энергию и снижения надёжности функционирования систем теплоснабжения.

 

Источник: http://www.rosteplo.ru

 



Рынок нефти. Ініціатива з енергоефективності. Газовый пасьянс. Как добиться энергоэффективности.

На главную  Управление энергией 





0.0077
 
Яндекс.Метрика