Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Организационные аспекты энергосбережения в городском хозяйстве на примере г

Вашему вниманию предлагается краткий анализ Постановления Правительства г. Москвы от 28 июля 1998 г. №566 О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве и применимости отдельных положений данного Постановления для нашего города.

 

В первую очередь следует отметить, что в России уже создана и интенсивно развивается инфраструктура энергосбережения, и интересен и тот факт, что для большого числа специалистов и чиновников энергосбережение уже является не кампанией, а будничной, повседневной работой.

 

Например, в Совете Федерации создана рабочая группа по вопросам энерго- ресурсосбережения и реформирования ЖКХ.

 

Управление топливно-энергетического хозяйства Москвы отвечает за реализацию энергосберегающих мероприятий, в Мосгорэкспертизе имеется специализированный отдел энергоэффективности, создано Всероссийское Некоммерческое партнерство Энергосбережение, действует Межведомственный Координационный Совет по вопросам энергоэффективности, Правительственная комиссия по реформированию ЖКХ, и т.д.

 

Посему предлагаемое Постановление Правительства г. Москвы также следует рассматривать как очередной шаг в практической реализации энергосберегающих мероприятий, не претендующий на всеобъемлющее решение всех проблем сразу.

 

Конкретно о Постановлении.

 

После преамбулы вторым пунктом Постановления идет расшифровка источников финансирования:

 

Определить, что источниками финансирования программы ресурсосбережения в 1998-2001 гг. в части установки приборов учета являются:

 

целевые ассигнования, предусматриваемые в бюджете города Москвы Комплексу городского хозяйства и Комплексу социальной сферы; собственные средства подрядных и ресурсоснабжающих организаций в части расходов на приобретение и установку приборов учета за счет льгот по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет города в соответствии со ст. 2 Закона города Москвы от 18.06.97 N 19 О ставках и льготах по налогу на прибыль; Краткое пояснение: в соответствии с упомянутым Законом сумма налога на прибыль уменьшается на величину фактически произведенных затрат, связанных с приобретением и установкой приборов и систем учета отечественного производства для учета расхода воды и энергетических ресурсов в Москве. Это наглядный пример, как практически решается вопрос экономической заинтересованности в установке приборов учета, и поддержка отечественного производителя этих приборов.

 

средства бюджета, высвобождающиеся при повышении ст * оплаты услуг теплоснабжения населением; 50% экономичности бюджетных ассигнований по дотации на тепло, связанной с сокращением потребления тепла в жилищном фонде; средства в размере 50% от экономичности в результате проведения мероприятий по ресурсосбережению в учреждениях социальной сферы. Данный пункт целиком подходит для наших условий. Даже более того, поскольку 50% экономии, полученной от внедрения энергосберегающих мероприятий, реинвестируется в новые, в качестве источников финансирования смогут выступать отечественные и зарубежные инвесторы (естественно, при условии, что сэкономленные средства действительно пойдут на расчеты с инвесторами.

 

собственные средства товариществ собственников жилья; кредитные ресурсы, привлекаемые товариществами собственников жилья для выполнения указанных работ. Далее в Постановлении прописывается механизм заинтересованности ресурсоснабжающих организаций в снижении потерь воды и тепла при их транспортировке:

 

В целях упорядочения учета потерь тепловой энергии и воды в распределительных сетях:

 

Поручить Управлению топливно-энергетического хозяйства и Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства в срок до 1 сентября 1998 года представить на утверждение Премьера Правительства Москвы технически обоснованные нормы потерь в сетях при транспортировке энергоносителей и воды для производителей (поставщиков) и оптовых потребителей - перепродавцов тепловой энергии и воды.

 

Определить, что потери ресурсоснабжающих организаций в пределах утвержденных норм относятся на себестоимость производимой продукции (услуг) и учитываются при определении тарифа на тепловую энергию и воду, а сверхнормативные потери возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

 

На мой взгляд, этот пункт требует дополнения в той части, что нормы потерь должныбыть динамичны во времени и установлена периодичность их пересмотра.

 

Аналогично по результатам энергоаудита должныбыть пронормированы потери при производстве воды и тепла

 

5. МГП Мосводоканал взимать плату за услуги водоснабжения и канализации, которыми пользуются льготные категории сверх установленных лимитов, по тарифам, утвержденным в установленном порядке для соответствующих групп потребителей.

 

Данный пункт необходим и не требует комментариев.

 

Установить, что применение утвержденного тарифа по оплате услуг водоснабжения и водоотведения отдельным категориям потребителей (за исключением населения и бюджетных организаций) без установки приборов учета производится до 01.01.9 В случае неустановки приборов учета в указанный срок:

 

потребление воды оплачивается по эксплуатационным нормам водопотребления, согласно приложению 3; оплата услуг водоотведения и водоснабжения осуществляется по тарифам, увеличенным в 1,5 раза. На мой взгляд, один из ключевых пунктов

 

Какую стимулирующую роль может играть разница в тарифах на учитываемый и безучетный природный газ, мы уже оценили на практике: газовые счетчики покупаются населением без всяких строжайших постановлений.

 

Поэтому этот механизм заинтересованности самодостаточен, и его необходимо вводить в действие как можно быстрее отдельным документом, без какой-либо увязки с другими мероприятиями, требующими длительных согласований.

 

Департаменту экономической политики и развития г. Москвы совместно с Комплексом городского хозяйства и Департаментом финансов организовать проведение независимого аудита по оценке действующих тарифов на электро- и тепловую энергию и услуги водоснабжения и водоотведения в г. Москве и о результатах доложить руководителю Комплекса городского хозяйства Никольскому Б.В. в срок до 1 октября 1998 года.

 

весьма серьезный пункт.

 

Для сведения: в рамках кредита ЕБРР Запорожскому горводоканалу на развитие Системы водоснабжения и очистки воды г. Запорожья консалтинговой компанией London Economics разрабатываются рекомендации для усовершенствования, а, вернее, по коренному изменению методологии установления тарифов на воду.

 

Новые тарифы должны обеспечивать гарантии возврата инвестиций и в то же время стимулировать Водоканал минимизировать свои затраты и снижать тарифную нагрузку на потребителей при более рациональном расходовании ими воды.

 

Эта работа чрезвычайно серьезна, в Украине подобный опыт отсутствует вовсе, поэтому помощь иностранных консалтинговых фирм, имеющих большой практический опыт успешных проектов для других стран, абсолютно необходима.

 

Аналогичный проект необходимо реализовать и относительно тарифов на отопление и горячее водоснабжение - возможно, с участием той же London Economics.

 

1 Разрешить использование в 1998-2001 гг. до 50% средств, сэкономленных за счет снижения, потребления ресурсов против утвержденных нормативов, при соблюдении санитарных норм содержания учреждений социальной сферы, на реализацию мероприятий по ресурсосбережению, а остальные 50% - оставлять в учреждениях социальной сферы на развитие материально-технической базы.

 

Это абсолютно необходимое решение, позволяющее перетянуть руководителей бюджетных организаций из состояния глухой обороны (пассивного созерцания, в лучшем случае) в ряды активных энергосберегателей.

 

1 Установить, что экономия, средств против предусмотренных в бюджете ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, образовавшаяся в результате снижения расхода тепловой энергии в связи с проведением работ по экономичности ресурсов, может использоваться на приобретение и установку приборов учета расхода воды и тепловой энергии и финансирование других ресурсосберегающих мероприятий в жилищном фонде.

 

1 Департаменту финансов в срок до 0.1.10.98 совместно с:

 

1 Комплексом городского хозяйства, и Комплексом социальной сферы разработать и утвердить порядок направления названных в п. 2 бюджетных источников финансирования программы установки приборов учета расхода воды и тепловой энергии на мероприятия по ресурсосбережению;

 

1 Управлением городского заказа и Управлением топливно-энергетического хозяйства определить порядок финансирования мероприятий по ресурсосбережению в части названных в п.2 бюджетных источников.

 

Необходимые поручения, чтобы механизм наполнения источников финансирования обрел ответственных за их реальное функционирование.

 

1 Утвердить программу установки приборов учета в жилищном фонде, теплоснабжающих организациях, учреждениях социальной сферы, и источники ее финансирования на 1998 г. и контрольные цифры до 2001 года, согласно приложению 4.

 

В Программе установки приборов учета на 4 года предусмотрены как контрольные цифры по количеству монтируемых узлов учета (отдельно для образования, здравоохранения, жилых домов, Мостеплоэнерго, Мосгортепло), так и финансовое обеспечение.

 

Например, на 1999 г. на ЦТП теплоснабжающих организаций была предусмотрена установка 2150 шт. теплосчетчиков, а за 9 месяцев 1999 г. было установлено 1215 шт. Это сравнимо с количеством монтируемых приборов по всей Украине.

 

1 Управлению топливно-энергетического хозяйства совместно с Комплексом социальной сферы и Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, МГП Мосводоканал в срок до 1 сентября 1998 года разработать, и утвердить экономически обоснованный пообъектный график установки приборов учета в соответствии с программой и контрольными цифрами финансового обеспечения (п.1 и комплекс организационных мер в обеспечение исполнения указанного графика.

 

2 При разработке проектно-сметной документации на строительство новых зданий, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и тепловых сетей предусматривать обязательную установку систем и приборов учета расхода холодной и горячей воды, двухтарифных электросчетчиков на квартиру; тепла и холодной воды на дом, и систем передачи данных по использованию энергоресурсов и воды ресурсоснабжающим организациям.

 

Как видим, Постановление хорошо продумано, решает большой круг вопросов по стимулированию энергосберегающих мероприятий, уточнению источников финансирования, механизмов наполнения этих источников, конкретизации ответственных лиц и организаций.

 

На примере данного документа мы наблюдаем пример перехода от деклараций к конкретной повседневной работе, без которой самые лучшие намерения останутся только мечтами.

 

На вопрос о возможности применения материалов данного Постановления к условиям Запорожья может быть только один ответ: безусловно, да! Не механически, один к одному, нет. Но реальный опыт Москвы, других городов и областей России, Беларуси может помочь нам в преодолении боязни начинать конкретные дела без парализующей оглядки на Центр.

 

И здесь мы переходим к главному. Дорогу осилит идущий! Безусловно, необходимы от Центра и создание правового поля энергосбережения, и финансирование, и поддержка перед инвесторами, и многое-многое другое.

 

Но это ни в коей мере не должно сковывать инициативу на местах. Многое можно решать здесь, не дожидаясь благословения Центра. Наоборот, активные действия регионов подхлестнут Центр к более активным действиям. Приведу маленький пример. Во множественных городах Украины, и в Киеве в том числе, установка квартирных водосчетчиков тормозится водоканалами и теплосетями. Дело доходит до абсурда: дома в Киеве сдаются с квартирными водосчетчиками, а рассчитываться по ним жильцы не могут - блокирует Киевводоканал.

 

так же в 1997 году мы подготовили проект Порядка установки приборов учета воды и тепла в Запорожской области. Он был одобрен Облкоммунуправлением и утвержден Распоряжением Облгосадминистрации. Согласно этому документу на установку квартирных водосчетчиков был распространен не разрешительный, а уведомительный принцип.

 

Владелец отдельной квартиры, никого не спрашивая, имеет право установить в квартире водосчетчики, придерживаясь определенных правил: проект и монтаж должна выполнить организация, имеющая на это лицензию, а водосчетчики должныбыть из числа внесенных в Госреестр Украины и госповерены. А дальше - ЖЭКи, ЖСК, водоканалы, теплосети (те, кто непосредственно принимают оплату за воду) - обязаны принять их и принимать оплату за воду по показаниям водомеров, а не по норме, как было ранее.

 

Этот документ реально повлиял на увеличение числа монтируемых водосчетчиков в Запорожской области.

 

Материалы расширенного семинара-конференции Развитие практического энергосбережения в Запорожской области

 

23 февраля 2000 года,
г. Запорожье

 



Энергосбережение в системах отопления. Проект Закона города Москвы Об энергосбережении. Качество теплоизоляции методы оценки. Закон Эстонии о централизованном отоплении.

На главную  Управление энергией 





0.006
 
Яндекс.Метрика