Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Зеленая книга перемен

Европейские тупики

 

В марте–апреле 2006 г. Еврокомиссия предприняла ряд инициатив, направленных на разрешение многочисленных противоречий и проблем энергетического развития Евросоюза. В результате правительствам 25 европейских стран представлена так называемая «Зеленая книга» (Green Paper) – новая стратегия ЕС по развитию энергетического сектора региона до 2025 г.

 

Задачи этого документа фактически совпадают с чаяниями десятилетней давности, уже положенными в основу Энергетической хартии. Симптоматичны основные дополнения к прежним установкам – особо подчеркнута необходимость диверсификации пост * , цен и маршрутов транзита энергопродуктов, более стабильного энергоснабжения стран – членов ЕС и замены устаревшей инфраструктуры.

 

Вместе с тем то, что раньше скрывалось за лаконичностью законодательных формулировок, в «Зеленой книге» обрело вид декадентского дискурса о неразрешимости множественных энергетических проблем. Заголовки параграфов этого крайне противоречивого документа грешат удручающим унынием, по которому можно сделать вывод о настроениях еврокомиссаров.

 

Например:

 

– непринцип. возможность самообеспечения энергией;

 

– заложники нефти;

 

– энергетические ресурсы Сообщества ограничены;

 

– неопределенность с производством нефти и газа;

 

– сокращение объемов производства горнодобывающей промышленности;

 

– Гулливер в цепях, или Зависимость ЕС от импорта энергии;

 

– Европа ограничена своим географическим положением;

 

– несогласованность систем налогообложения энергетики;

 

– неэффективное управление спросом;

 

– вялая торговля внутри Сообщества;

 

– слабость текущей энергетической политики и т.д. и т.п.

 

Чтобы усилить впечатление безысходности, «Зеленая книга» завершается прелюбопытнейшими и на первый взгляд безобидными вопросами, на которые Еврокомиссия пока не рискнула дать ответ. Особо интригуют такие призывы к рассуждениям:

 

«Следует ли поощрять экономический подход в контексте стоимости энергии или геополитический подход с учетом риска истощения ресурсов?»

 

«Принимая важность партнерства, в частности, с Россией, как может быть гарантирована устойчивость пост * , цен и инвестиций?» (Еврокомиссары несколько раз повторяют, что Россия выполняла свои обязательства, но уже через слово рефлексируют о гарантиях.)

 

«Оправдывает ли риск физического нарушения энергоснабжения большую стоимость средств доступа к ресурсам?»

 

«Следует ли Европейскому сообществу взять на себя ведущую роль в управлении запасами энергоресурсов, и если да, то как следует определить цели и методики?» (К слову, в опроснике не уточняется, чьими запасами предполагается управлять…)

 

Любого марксиста порадовали бы такие постановки вопросов – в Евросоюзе не надеются на светлое рыночное будущее глобальной энергетики и не весьма тонко намекают на решимость поступиться либеральными принципами, чтобы обеспечить энергоснабжение.

 

Для образования ударной энергетической силы Еврокомиссия призывает к консолидации усилий государств ЕС, которые сейчас действуют несогласованно и противоречиво по отношению к третьим странам. Европа не может себе позволить иметь 25 раздельных рынков энергетики и 25 различных политических курсов в этой сфере.

 

Россия, безусловно, вовлечена в общеевропейские изменения, но пока не получила мандата соответствия этим переменам. Критическое отношение к ним – уже шанс увидеть расставленные грабли либерализации, которые довели благополучную Европу до того, что стратегия развития энергетического сектора безответно завершается 23 глобальными вопросами.

 

Европейский путь

 

В «Зеленой книге» определена дата создания единого рынка электроэнергии и газа – 1 июля 2007 г. С этого момента любой потребитель ЕС вправе выбрать себе любого поставщика электроэнергии и газа из ЕС. В 2006 г. Еврокомиссия предполагает создать Единый энергорегулятор ЕС и начать объединение энергосетей стран ЕС (сейчас их четыре) в единую сеть под управлением Европейского центра энергетических сетей, за рамками которых пока останутся страны Прибалтики, Мальта и Ирландия, зато со Швейцарией, крупным транзитным электроэнергетическим центром в Европе, будут вестись переговоры о вхождении в систему.

 

Еврокомиссия также намерена создать единую информационную систему по запасам газа и нефти стран ЕС, и к 2007 г. разработать новое законодательство о правилах использования газохранилищ в Европе.

 

Практически одновременно с принятием «Зеленой книги» Еврокомиссия озвучила основные проблемы, из-за которых либерализация взаимосвязанных газовых и энергетических рынков не дает (и, по всей видимости, не даст) эффекта, а цены на энергию последовательно растут:

 

На рынках электроэнергии и газа доминирует небольшое число крупных групп, что ограничивает конкуренцию и создает барьеры для выхода на этот рынок других компаний.

 

На рынке электроэнергии некоторые компании одновременно производят и поставляют электроэнергию, и управляют энергосетями. У них нет стимула предоставлять доступ конкурентам к своей инфраструктуре.

 

Рынки газа и электроэнергии остаются в основном национальными, число зарубежных сделок ограничено.

 

У компаний зачастую нет необходимой информации о пропускной способности трубопроводов и емкости хранилищ газа на газовом рынке и доступности линий электропередачи на рынке электроэнергии. Это ставит их в невыгодное положение относительно тех компаний, которые управляют инфраструктурой.

 

стоимость на газ зачастую привязывается к цене на нефть, что не позволяет ценам адекватно отражать спрос и предложение.

 

К изложенному следует добавить, что уровень торговли внутри ЕС не позволяет говорить о складывающемся объединенном рынке газа или электроэнергии: на на данный моментшний день объем сделок м. странами по указанным энергопродуктам не превышает 8–10%; в государствах ЕС различен порядок доступа к инфраструктуре; за исключением спотового рынка Великобритании, биржевая торговля газом и электроэнергией охватывает небольшие, дополнительные объемы, которые компании по высокой цене докупают для исполнения обязательств. (Для сравнения, на долю сектора свободной торговли европейской части России и Урала уже приходится 13,9% от планируемого совокупного объема производства электроэнергии по данной ценовой зоне.)

 

Условия конкуренции, складывающиеся в Европе, хорошо иллюстрируют всевозможные перспективы развития, которые подкарауливают и Россию.

 

Энергетические рынки в большинстве европейских стран захватили национальные и региональные монополии. Несмотря на то, что Германия провела либерализацию внутреннего энергетического рынка, концерны E.ON Ruhrgas («дочки» – E.ON Energy, E.ON Kernkraft, E.ON Wasserkraft, E.ON Netz), RWE, Wattenfall Europe контролируют фактически все направления энергобизнеса, и скупают активы, в том числе непрофильные (химпроизводство, мобильная связь…), в других странах Европы (COGL и Powergen в Великобритании, NRE Energie в Нидерландах, E.ON Hungaria в Венгрии…).

 

Увеличение тарифов на электроэнергию в Германии (на 30% с начала 2005 г.), как бы его ни оправдывали концерны (рост издержек, цен на топливо), оказалось смертельным для множественных предприятий.

 

Кошмаром для антимонопольных комитетов Евросоюза может стать ситуация на других рынках: британском (крупнейшие компании – Scottish Power, Centrica), бельгийском (Electrabel), Италия (ENI). В Испании в руках правосудия оказалась судьба третьего по величине энергогиганта Европы, который создается в цикле поглощения крупнейшей в стране энергетической компании Endesa со стороны Gas Natural (в настоящий момент сделка приостановлена).

 

Крупнейшие компании ЕС связаны друг с другом паутиной долгосрочных соглашений о поставках газа и электроэнергии. Отхватить контролируемые ими куски планируется с помощью либерализации отношений на рынках, создания национальных регулирующих органов и антимонопольных санкций. Вместе с тем в «Зеленой книге» Еврокомиссия и в дальнейшем прогнозирует создание энергокартелей.

 

Похожий сценарий реализовывается и в России: в газовой отрасли – многопрофильный «Газпром», в электроэнергетике – оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК и ТГК), создаваемые в цикле реформы.

 

ОГК и ТГК станут хорошей основой для формирования корпораций, которые в точности по западному сценарию смогут объединить в себе топливообеспечение электростанций, производство и сбыт электроэнергии, захватят перспективные рынки, существенно ограничат конкуренцию в отдельных регионах России. принцип. возможность максимизировать прибыль позволит дотянуться до смежных и несмежных отраслей.

 

В Евросоюзе не придумали ничего эффективнее тонизирующего воздействия государства на деятельность подобных картелей: тарифное и антимонопольное регулирование, санкции и, наконец, прямое участие в управлении. Последний способ предпочла Франция, в которой государству принадлежит базовой капитал многопрофильных энергетических гигантов – Electricite de France (EDF) и Gaz de France (GDF). В цикле намечающейся либерализации будет приватизирован незначительный пакет акций этих компаний (например, в GDF государство пока снизило свою долю с 100% до 78%, в EDF – до 85%).

 

В либерализацию энергетических рынков ЕС играют компании, которые сложно заподозрить в слепом следовании идеалам конкуренции. Поэтому в «Зеленой книге» чувствуется обреченная двусмысленность по вопросу регионального монополизма в газовом и электрическом секторе – да, есть картели; да, они «предвидели открытие рынков и загодя планировали свою деятельность», но есть место и для конкуренции! Расчищать и облагораживать его должны небольшие энергокомпании, которые окрылит открытие внутренних рынков.

 

Однако энергогиганты никуда не денутся. На объединенном европейском рынке они будут качать мускулы и осваивать терминологию «энергетической безопасности», чтобы в будущем эффективно защитить свои интересы.

 

Энергетические роли

 

«Зеленая книга» открыто продемонстрировала стремление Евросоюза сделать собственный энергорынок ареной конкуренции и реализации энергетических интересов стран Атлантического океана (Нигерия, Тринидад), Ближнего Востока (Иран, Катар), Африки, России и Средней Азии. Помимо взаимоотношений «покупатель–продавец» Еврокомиссия рассматривает принцип. возможность взаимодействия с РФ и другими странами в контексте «либерализации в масштабе континента».

 

Между тем Россия не торопится упаковываться ни в одну из либеральных стратегий хотя бы потому, что их финал пока предсказуемо неидеален. Подобная самобытность не первый год настораживает Европу и подпитывает циклы размножения барьеров м. экономиками РФ и ЕС, что не улучшает качества судьбоносного энергетического диалога.

 

Мозаика взаимного недоверия проста. Если свой монополист Евросоюзу и понятен, и не страшен, то российский уже потенциально угрожает возможностью нерыночных телодвижений. Россия,, не без оснований опасается европейского вожделения к прилегающим энергозапасам. Итог – скованные позы по разные стороны трубопроводов.

 

На такой почве нащупывается будущий баланс интересов поставщика и получателя энергоносителей, который назвали красивыми словами «энергетическая безопасность». С легкой руки российского руководства этот термин шагнул в массы, которые уже готовы увидеть за ним и доступ к невозобновляемым ресурсам, и поддержание надежного энергообеспечения…

 

Самое время озаботиться, чтобы рождающиеся в мире концепции «энергетической безопасности» не стали очередным наслоением двойных стандартов и не тянули порочную цепочку рассуждений, кто виноват и что делать в глобальной экономике.

 

Такие категории, как энергобезопасность, надежное энергоснабжение и проч., лучше не закладывать в основу взаимоотношений м. государствами, так как они легко становятся безотказным оружием в руках у жаждущих возмездия за неудачи на коварных энергетических рынках. Схожей ошибкой было бы фиксировать в каких-либо соглашениях или нормативных актах, кто и за что ответствен в непростом деле распространения энергопродуктов по планете.

 

Какой бы совершенной ни была конструкция всеобщей энергетической безопасности, ей не устоять в условиях неизбежной эскалации политической конкуренции и взаимной неудовлетворенности геополитическими притязаниями.

 

Уже сейчас необходимо говорить о том, что государства, так или иначе вовлеченные в мировую торговлю энергоносителями, не обязаны соответствовать предопределенным загодя и поэтому роковым ролям. Компромиссы сложнее искать, когда демагоги назначили Гулливера в цепях энергодефицита или лилипута на танкере…

 

Однако именно таким детерминизмом грешит «Зеленая книга». Категоричность формулировок и стратегическая нацеленность на создание «рынка покупателя» не оставляют сомнений в принципах выбора крайних в случае угрозы энергоснабжения Европы.

 

Вместо заключения можно привести так же несколько тем для рассуждения, которые задает Еврокомиссия.

 

«Можем ли мы позволить беспорядочным колебаниям цен на нефть и газ подрывать нашу экономику и экономику развивающихся стран, не являющихся поставщиком этих продуктов?»

 

«Можем ли мы допустить, чтобы системы транспортировки нефти и газа в существующий на данный момент форме являлись источником нестабильности в поставках?»

 

Так задаются вопросы, на которые необходимо услышать от общественности твердое «нет».

 

В «Зеленой книге» есть и такие фразы: «К сожалению, Европейскому союзу не хватает умения вести переговоры и оказывать давление». Остается надеяться на объективность подобных сетований. По всей видимости, «беспомощность» ЕС не вечна – тон документа легко перенять политикам, которые, вдохновившись прочтением, понесут на подмостки все его противоречия.

 

Объявляя себя важным участником рынка энергопродуктов (первое место по импорту – 15% мирового потребления энергии), Европейское сообщество пишет и переписывает рецепты энергетического счастья. Можно не сомневаться – ЕС будет настаивать, чтобы государства (особенно государства-доноры), прочно связанные энергоартериями с Европой, следовали (или соответствовали) этим рецептам.

 

«Зеленая книга» утверждает, что долгосрочное развитие энергетической сферы в других странах будет отражать уже пройденный ЕС путь. Найдет ли Россия силы, чтобы не повторять чужих ошибок?

 



Типовые ошибки при оценке инвестиционных проектов. АОЗТ. Новая страница 1. Датское Агентство по Энергии.

На главную  Управление энергией 





0.0044
 
Яндекс.Метрика