Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Роль государственных органов регулирования в тарифной политике

В последние 6-7 лет тарифная политика государственных органов в отрасли электроэнергетике вызывает много нареканий и вопросов как среди производителей энергии, так и потребителей из-за непоследовательности принятия решений. Почему так происходит? Каким образом государственное регулирование тарифов на электрическую энергию сделать объективным, однозначным, бесспорным и прогнозируемым?

 

Чтобы ответить на поставленные вопросы, изучим, что же произошло в отрасли электроэнергетики за рассматриваемый период времени.

 

Так, Указами Президента Российской Федерации к началу 1993 года в России образовано РАО ЕЭС России и 70 территориальных акционерных обществ энергетики и электрификации. Административное реформирование отрасли не было подкреплено реальной структурной перестройкой. Сохраняется технологическая цельность региональных энергосистем, остается постоянной доля их участия в оптимизации функционирования Единой энергетической системы России, в значительной степени усложняются финансовые потоки.

 

Все это позволяет утверждать, что затратный механизм экономики отрасли сохраняется.

 

Административно, без всякого экономического обоснования, устанавливается два уровня энергосистем, которые фактически функционируют как единое целое: федеральный и региональный. При этом констатируется, что теперь у нас есть федеральный и региональные энергетические рынки.

 

В сложившейся ситуации существование федерального уровня электроэнергетики объясняется необходимостью энергообеспечения потребителей 43 энергодефицитных региональных энергосистем. из 23 региональных энергосистем по Указу Президента Российской Федерации выводятся наиболее высокоэффективные электростанции и также искусственно последние включаются в состав РАО ЕЭС России. Таким приемом избыточные энергосистемы превращаются в энергодефицитные, поскольку вынуждены покупать у РАО ЕЭС России электроэнергию этих станций по тарифу энергорынка федерального уровня, который значительно выше реальной ее стоимости. Естественно, что по более высокой цене электроэнергию получают и местные потребители фактически энергоизбыточных систем.

 

По инициативе производителей монополистов электрической энергии для вновь образованных коммерческих организаций определены принципы государственного регулирования тарифов, которые нашли свое отражение в федеральных законах О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и О естественных монополиях.

 

Во исполнение вышеупомянутых Федеральных Законов начали действовать Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и 77 региональных энергетических комиссий, которые призваны жестко решать задачи государственного регулирования тарифов на электрическую энергию на федеральном и региональном уровнях соответственно.

 

Регулирование экономических отношений м. производителями и потребителями электрической энергии осуществляется путем выпуска целого ряда нормативно-методических документов федерального и регионального уровней, что и определило действующей тарифной политики. Главной задачей действующей тарифной политики является утверждение экономически выгодных тарифов для потребителей, которые способствовали бы хозяйственному развитию предприятий в условиях рынка. но в течение всего времени действия государственных регулирующих органов главная экономическая задача выполняется явно неудовлетворительно. И это несмотря на то, что в 1993-1999 годах Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации издано более 60 нормативно-методических документов, исполнение которых базируется на применении метода перекрестного субсидирования.

 

В 1998 году метод перекрестного субсидирования подвергся острой критике и в борьбе с ним отменено порядка 20 государственных документов. Однако, анализ наших исследований демонстрирует, что динамика формирования тарифов от этого существенно не изменилась, а метод перекрестного субсидирования продолжает монопольно действовать.

 

В действительности причина малой эфф. действующей тарифной политики заключается в недостаточной разработке механизма реализации существующей законодательной базы и слабом учете новых схем финансовых потоков, которые возникли из-за задержки реальной структурной перестройки отрасли. Кроме того, на на данный моментшний день отработана только одна сторона оперативной деятельности государственных органов регулирования - прием распределения тарифов на электрическую энергию по группам потребителей. Но не отработаны целевые и адресные стороны этой деятельности, которые несут векторную составляющую использования тарифов потребителями. Векторная составляющая тарифной политики в данном случае является локомотивом формирования рыночной экономики.

 

В сложившейся ситуации использование метода перекрестного субсидирования вполне объективно, так как ясны его экономические корни, он может быть разнообразен по содержанию и чувствителен к ряду субъективных причин. В частности метод перекрестного субсидирования может учитывать географические особенности субъектов Российской Федерации, характер размещения минерально-сырьевых ресурсов на их территориях, которые исторически повлияли на формирование современной структуры распределения энергомощностей. Чувствителен метод к политическим и социально-экономическим циклам.

 

Реально перекрестное субсидирование в электроэнергетике применяется во множественных странах мира с рыночной экономикой, часто решая социальные задачи. Метод перекрестного субсидирования определенным образом может влиять на развитие всего спектра отраслей экономики, ускоряя рост производительных сил регионов. но важно при этом знать для каких целей данный прием используется и объективно владеть данным приемом. Отсюда и результат от использования перекрестного субсидирования может быть предсказуемым. Данные обстоятельства в итоге определяют эффективность государственной тарифной политики.

 

К первоочередным задачам совершенствования метода перекрестного субсидирования относятся следующие:

 

Исполнение в полном объеме программы мер по структурной перестройке отрасли электроэнергетики согласно Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 426 Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий.

 

Обязательная привязка перекрестного субсидирования к реализации конкретных программ социально-экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. Без привязки метода к решению конкретных программ теряется его векторная составляющая и сам цикл применения перекрестного субсидирования становится хаотичным. на данный момент фактически мы наблюдаем это на практике.

 

Наибольший опыт использования перекрестного субсидирования получен при установлении тарифов по группам потребителей. Однако, в этом вопросе остается нерешенным способ расчета экономически оправданной абонентной платы по уровням напряжений. В случае решения данной задачи будет найден и подход к структурной перестройке сетей среднего и низкого напряжения, которые на данный момент крайне иррациональны. Иррациональность схем таких сетей объясняется в ряде случаев существованием крепостного права потребителей от конкретных энергоснабжающих организаций (так потребитель и производитель электрической энергии привязаны к одной административной территории).

 

Существенно затрудняется объективность применения перекрестного субсидирования при взаимодействии оптового и региональных энергорынков при единой технологической структуре энергетической системы России. В данном случае необходимо законодательно разобраться с практикой работы электростанций - субъектов оптового рынка, когда электростанция продает электроэнергию своему территориальному потребителю по тарифу оптового рынка. Почему крайне не желательно в этом случае использовать практику прямого заключения договоров м. потребителями и производителями электроэнергии в соответствии с действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации, и получать потребителю электроэнергию по ее реальной стоимости, которая значительно меньше.

 

С целью объективного и эффективного использования перекрестного субсидирования в экономике регионов региональным энергетическим комиссиям необходимо расширить практику своей оперативной деятельности и перейти к целевому и адресному установлению тарифов на электрическую энергию для своих потребителей. Именно такой подход распределения наиболее дешевой электроэнергии по крупным потребителям может активно способствовать развитию рыночных отношений в различных отраслях экономики, а сами комиссии становятся мощным регулирующим инструментом на рынках товаров, активно участвуют в формировании местных бюджетов и реализации региональных социально-экономических программ.

 

Региональным энергетическим комиссиям необходимо проводить более полный анализ хозяйственной деятельности АО-энерго и утверждать тарифы для каждого местного производителя электрической энергии, определяя при этом объем производимой им продукции, и активно участвовать в составлении экономически эффективного баланса электрической энергии (мощности) с учетом исполнения реальных заявок потребителей.

 

Целевое и адресное установление тарифов для крупных и энергоемких предприятий должно опираться на утвержденный Главой Администрации (Правительства) Перечень такого рода предприятий. При составлении Перечня следует руководствоваться решением задач по максимальному поступлению финансовых средств в местный бюджет, решению задач по реализации региональных социально-экономических программ, развитию рыночных отношений в экономике.

 

Такое отношение к энергоемким и крупным производствам обеспечивает их конкурентоспособность, а деятельность региональных энергетических комиссий становится экономически оправданной, объективной и прозрачной для потребителей.

 

На основании вышеизложенного стратегия партнерства государственных органов по регулированию тарифов на электрическую энергию с общественными, неправительственными, межрегиональными организациями в сфере энергосберегающей политики должна базироваться на совместном решении поставленных выше задач.

 

Решение поставленных задач способствует:

 

установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию, соответствующих реальным затратам на производство и транспорт энергии и ее реальной потребительской ценности. Такие тарифы обеспечивают действенные стимулы к энергосбережению как у потребителя, так и в отрасли электроэнергетике. Кроме того, появляется принцип. возможность финансировать программы по энергосбережению за счет тарифной составляющей как оптового, так и региональных энергорынков.

 

реализации в отрасли существующих резервов роста энергоэффективности в таких сферах как повышение технического уровня электроэнергетики, развитие электрических сетей для оптимальной загрузки наиболее экономичного оборудования и снижения потерь на транспорт электроэнергии, развитие теплофикации, вытеснение органического топлива путем увеличения доли в энергетическом балансе дешевых источников энергии и другие.

 



ГЛАВА 8. Описание технологии отопления. Реставрация и капитальный ремонт зданий. Жилищная реформа - энергосбережение.

На главную  Управление энергией 





0.0131
 
Яндекс.Метрика