Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Энергосбережение в России

на данный момент до одной трети всех производимых в стране энергоресурсов расходуется непроизводительно либо в виде прямых потерь в нефтегазовых факелах, при перевозке угля, в теплотрассах, либо в производствах, работающих сами на себя, не приносящих населению ни прямых, ни косвенных энергетических услуг.

 

Энергоемкость Российской экономики (затраты энергии на единицу валового внутреннего продукта) в 1,8 раза выше, чем в США и в 2,5-3 раза выше, чем в Японии, Италии и других индустриально развитых странах мира. Это делает российскую товарную продукцию неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

 

Потенциал энергосбережения в России достигает 400 млн. т у. т., для добычи и производства такого количества “бросовой” энергии ежегодно затрачивается около 20 млрд. долларов, что превышает годовые затраты федерального бюджета на культуру, образование и здравоохранение, вместе взятые.

 

Этот потенциал примерно поровну распределен м. самим ТЭК, промышленностью и сектором, включающим жилкомбинат, сельское хозяйство и транспорт. Для каждого из этих секторов действенными оказываются свои механизмы энергосбережения.

 

К сожалению, иллюзия, будто рост цен на энергоносители сам по себе приведет к прекращению энергорасточительства, до сих пор так же не изжита. К тому же и заметного изменения соотношения цен на продукцию ТЭК и других отраслей не произошло. Да на это в наших климатических и социальных условиях трудно и рассчитывать. Например, доля энергозатрат в цене машиностроительной продукции как была, так и осталась на уровне 6 - 8 %, а в семейном бюджете (в среднем) - сохранилась на уровне 3 - 4 %.

 

Перекрестное субсидирование, когда за счет более высоких цен на газ, электроэнергию и тепло для промышленности частично поддерживались низкие цены на энергоносители для населения, привело при общем недостатке оборотных средств к массовым неплатежам за энергию, увеличению доли дотаций из местных бюджетов, расходуемых на оплату теплоэнергоснабжения, в отдельных районах до 40 %. В этих условиях повышалась значимость задачи энергосбережения, но одновременно снижались и реальные финансовые возможности как у государства, так и у самих хозяйствующих субъектов, для практической реализации мер по энергосбережению.

 

Необходимо отметить, что уже с 1992 года - начала экономических реформ в России, когда перестали действовать планово-директивные программы энергосбережения, неустанно велись поиски новых механизмов, сочетающих государственное, в первую очередь, нормативно-законодательное регулирование с рыночными методами экономического стимулирования энергосбережения.

 

Начало работе по формированию принципов и механизмов новой государственной политики в области энергосбережения было положено выходом в свет постановления Правительства Российской Федерации “О неотложных мерах по энергосбережению...” (№ 371 от 01.06.9 и решением совместного заседания коллегий Минтопэнерго РФ и Миннауки РФ (№ 5/14 от 12.08.92 г.). К сожалению, эти решения так полностью и не были выполнены, например, в части реального формирования источников Российского внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения для целевого финансирования межотраслевых и крупных отраслевых энергосберегающих проектов и программ. Вместе с тем, в структуре Минтопэнерго РФ был создан специальный Комитет по энергосбережению и нетрадиционным видам энергии, явившийся координирующим началом всей работы по энергосбережению как на федеральном, так и на региональном уровне.

 

В “Основных положениях Энергетической стратегии России”, одобренных постановлением Правительства Российской Федерации (№ 1006 от 13.10.95 г.), федеральных целевых программах “Топливо и энергия”, (1996 г.) и “Энергосбережение России (1998-2005 гг.)” (№ 80 от 24.01.1998 г.), и в ряде специальных постановлений Правительства (№ 1087 от 2.11.95 г., № 832 от 8.07.97 г., № 588 от 15.06.98 г. и др.) предусмотрен комплекс мер организационного и экономического усиления работ по энергосбережению, включая обязательность энергоаудита, оснащения приборами учета и регулирования расхода энергоносителей предприятий бюджетной сферы, поддержку создания в регионах демонстрационных зон высокой энергоэффективности в рамках проекта ООН “Энергоэффективность - 2000”, создание Госэнергонадзора за рациональным расходом энергоносителей на предприятиях всех отраслей экономики и всех форм собственности.

 

В соответствии с принятыми Программами за последние годы показатели, регулирующие эффективность энергопотребления, включены в состав 314 ГОСТов, дополнительно разработаны проекты 15 основных ГОСТов; Министром России при участии Минтопэнерго России разработаны и введены в действие СНиП в части повышения в 1,5 . 2 раза уровня теплозащиты гражданских и промышленных зданий.

 

В I квартале 1996 г. был принят федеральный закон “Об энергосбережении”, обобщивший накопленный опыт и давший толчок к принятию 39 субъектами Федерации своих законодательных и нормативно-правовых актов.

 

Резюмируя итоги проведенной работы, можно выделить 3 наиболее значимых результата:

 

-создана необходимая законодательная, нормативная и программная база энергосбережения как на федеральном, так и на региональном уровне;

 

-сформирована необходимая промышленная база по производству на 48 заводах страны достаточной номенклатуры приборов учета и средств регулирования расхода энергоресурсов;

 

-на территориях 14 субъектов Федерации образованы региональные структуры и фонды энергосбережения, в демонстрационных зонах и на плотных объектах началась практическая реализация энергосберегающих проектов, в том числе и в рамках соглашений о займе м. Российской Федерацией и МБРР по реконструкции систем теплоснабжения и в жилищно-коммунальном секторе.

 

В результате в 1996-97 гг. удалось стабилизировать и даже снизить на 1,5 % энергоемкость ВВП, но этого явно недостаточно.

 

Одна из главных проблем - это инвестиции. И хотя эффективность проектов энергосбережения очевидна (инвестиционный цикл до 1,5 лет со сроком окупаемости 1,5 - 2 года, затраты на энергосбережение в 2 раза ниже, чем на производство такого же количества энергоносителей), тем не менее инвестиционного бума в энергосбережении пока нет. Бюджетные ассигнования всех уровней обеспечат не более 10 % всех необходимых средств, а базовой ист. - заемные средства.

 

В последнее время энергосбережение анализируется не только с чисто энергоэкономической точки зрения, а и как главное средство предотвращения выбросов парниковых газов и вредных веществ в атмосферу. Одна тонна сэкономленного топлива предотвращает выброс двух тонн СО2, а энергетика наполовину ответственна за выбросы. Рассмотрение энергосберегающих проектов и с учетом благоприятных экологических последствий в 2 2,5 раза повышает эффективность этих проектов, что делает (должно делать) их так же более привлекательными для потенциальных инвесторов.

 

В рамках проекта “Энергоэффективность - 2000” в 1997 г. было разработано специальное “Руководство для российских и зарубежных инвесторов”, содержащее необходимый набор юр. и экономических правил (налоговые условия, учет риска, порядок поручительства федеральных и региональных органов власти, новые организационные формы финансирования и страхования проектов, бизнес-планы, и примеры реализации проектов в российских демонстрационных зонах с использованием заемных средств).

 

Этот опыт регулярно обобщался в журнале РСЭ-Информ, издаваемом Российским союзом энергоэффективности - организацией, ассоциирующей в своих рядах российские и зарубежные компании, работающие в сфере энергосбережения во множественных регионах страны.

 

Немалых успехов в реализации энергосберегающих проектов накопили такие организации как Ассоциация демонстрационных зон (Росдем), Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), Российско-Датский институт энергоэффективности (РДИЭ, г. Истра), Российская ассоциация по производству и распределению тепловой энергии, Правление Российского внебюджетного фонда энергосбережения, Ассоциация энергоменеджеров (АСЭМ), Инвестэнергоэффект, Российско-французское предприятие “Экогаз”, Государственный межрегиональный центр энергосбережения и многие другие международные, центральные и региональные организации. РАО “ЕЭС России” и РАО “Газпром” разработали и реализуют собственные программы энергосбережения.

 

Большой опыт по формированию региональных программ и механизмов их реализации с помощью региональных фондов накоплен в Москве, Нижегородской, Челябинской, Томской, Новосибирской, Тульской областях, Ассоциации “Нечерноземье” и других местных структурах.

 

Для координации работ при Минтопэнерго РФ было создано специальное государственное учреждение - Российское агентство энергоэффективности, и совместно с субъектами РФ - Межрегиональный координационный совет.

 

Сделано немало, но это - только прелюдия к базовой практической работе по энергосбережению. Для того, чтобы сообща успешно продвигаться по этому пути, весьма важно правильно оценивать прошлый опыт “проб и ошибок” и сделать его достоянием всех работающих на этом поприще.

 



Предисловие главного редактора. Юрий Ехануров не стал экономить. Рынок нефти. Ініціатива з енергоефективності.

На главную  Управление энергией 





0.0037
 
Яндекс.Метрика